В индивидуальном и групповом воздействии возможно использование методов творческой деятельности – музицирования, рисования, пластического самовыражения (танец) и др.
5. Социально-культурная анимация. Эта деятельность предполагает включение личности в процесс активного творчества, которое становится источником новых эмоциональных состояний и социальных взаимодействий, на основе которого формируется определенный тип целесообразной активности.
Можно выделить несколько вариантов программ социально-культурной анимации, которые основываются на модели «оживления» социальных связей личности:
– программы интенсивной специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью (например, арттерапия, тренинг спонтанного творческого самовыражения);
– поощрение участия во всех видах такой специфической активности (например, театральная активизация зрителей, заставляющая их стать участником);
– создание стабильных анимационных групп, осуществляющих включение молодых людей в постоянные виды социально-культурной деятельности, социального участия и волонтерство и т.д., что позволяет развивать жизненную позицию участников, создавать предпосылки для личностного роста.
Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддитивного и других форм отклоняющегося поведения, которые имеют повышенный риск получения ВИЧ-инфекции. В отличие от иных подходов, социально-культурная анимация рассматривает произведения искусства как источник глубокого переживания, диалогического взаимодействия. Здесь применимы все виды искусства, особенно пространственно-временные (театр и ролевое взаимодействие, т.н. театральная анимация). Приоритет отдается творчеству, в самых разных его проявлениях: от художественного – до социального творчества[45; С. 35-55].
Уровень применения этих средств может варьироваться в каждом из подходов, но общая закономерность такова, что эффективность профилактической работы возрастает прямо пропорционально росту интеграции задач, реализуемых в данных программах. В этой связи в современной российской теории социально-культурной деятельности признается приоритет социально-культурной анимации как интегративного и целостного вида культурной практики, которая позволяет комплексно использовать когнитивный, эмоционально-аффективный и художественно-творческий потенциал искусства.
Рекомендуем к прочтению:
Перестройка в социологии и постсоветская социологическая
наука
В июне 1988 г. было принято постановление ЦК КПСС "О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества". В номенклатуре научных специальностей "социология" была отделена от & ...
Структура и функции Центра мониторинга последствий эмиграции
Последствия эмиграции действительно многоплановые, сложно предсказуемые, влияющие на все сферы общества. Состояние эмиграционной ситуации является определяющим фактором не только для сохранения национальной безопасности, но и в целом для ...
Теории конфликта
Теории конфликта в социологии образования коренятся в идее Карла Маркса об отчуждении и обусловленности образовательных теорий экономическими интересами, носящими взаимно конфликтный характер в антагонистическом обществе. Марксизм доказыв ...
|