Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства
Страница 3
Материалы и статьи » Отношения общества к людям, зараженным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) » Основные направления профилактики ВИЧ средствами культуры и искусства

В индивидуальном и групповом воздействии возможно использование методов творческой деятельности – музицирования, рисования, пластического самовыражения (танец) и др.

5. Социально-культурная анимация. Эта деятельность предполагает включение личности в процесс активного творчества, которое становится источником новых эмоциональных состояний и социальных взаимодействий, на основе которого формируется определенный тип целесообразной активности.

Можно выделить несколько вариантов программ социально-культурной анимации, которые основываются на модели «оживления» социальных связей личности:

– программы интенсивной специфической позитивной активности (например, путешествия с приключениями), которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий; комбинация специфических личностных потребностей со специфической позитивной активностью (например, арттерапия, тренинг спонтанного творческого самовыражения);

– поощрение участия во всех видах такой специфической активности (например, театральная активизация зрителей, заставляющая их стать участником);

– создание стабильных анимационных групп, осуществляющих включение молодых людей в постоянные виды социально-культурной деятельности, социального участия и волонтерство и т.д., что позволяет развивать жизненную позицию участников, создавать предпосылки для личностного роста.

Данные программы особенно эффективны для групп высокого риска аддитивного и других форм отклоняющегося поведения, которые имеют повышенный риск получения ВИЧ-инфекции. В отличие от иных подходов, социально-культурная анимация рассматривает произведения искусства как источник глубокого переживания, диалогического взаимодействия. Здесь применимы все виды искусства, особенно пространственно-временные (театр и ролевое взаимодействие, т.н. театральная анимация). Приоритет отдается творчеству, в самых разных его проявлениях: от художественного – до социального творчества[45; С. 35-55].

Уровень применения этих средств может варьироваться в каждом из подходов, но общая закономерность такова, что эффективность профилактической работы возрастает прямо пропорционально росту интеграции задач, реализуемых в данных программах. В этой связи в современной российской теории социально-культурной деятельности признается приоритет социально-культурной анимации как интегративного и целостного вида культурной практики, которая позволяет комплексно использовать когнитивный, эмоционально-аффективный и художественно-творческий потенциал искусства.

Страницы: 1 2 3 


Рекомендуем к прочтению:

Социальное страхование рабочих в Российской империи 1903 – 1917 г.г.
До начала ХХ века управленческая элита Российской империи вполне справедливо считала, что крайне незначительное число профессиональных наемных рабочих в городах, а также связь подавляющего большинства сезонных рабочих с землей, не ставят ...

Изменение социальной структуры российского общества в переходном периоде
Специфика российской действительности заключается в том, что в условиях переходного состояния общества групп, находящихся на стыках различных социальных классов, появляется все больше. Российское общество отличается еще и тем, что в его ...

Теоретические основы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей. Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей
Возникновение и развитие основ работы с детьми, оставшимися без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Мельников В.П и Холостова Е.И «История социальной работы», Тарле Я.М. «Государи Российские», Макс ...