Трансформация социально-экономического пространства России за годы реформ
Страница 2
Материалы и статьи » Социальная структура российского общества » Трансформация социально-экономического пространства России за годы реформ

В целом же социальная структура страны характеризуется стихийностью, аморфностью, энтропийностью. Старые классы уживаются с новыми, социалистические компоненты с капиталистическими, изменения в политических структурах не успевают за коренными преобразованиями в экономике.

Основу социальной структуры современного российского общества составляют социальные группы и классы советского обществ: рабочий класс, крестьянство, интеллигенция, (хотя изменилась их роль в обществе и количественные показатели). Формируются новые социоструктурные образования: новая буржуазия, новая бюрократия, предприниматели, менеджеры, свободные профессионалы, «челноки», наемные работники в частном секторе, безработные, паразитические и криминальные элементы и др.

Исследования (Элиста 96) показали наличие среди бедных слоев общества значительной доли специалистов, которых можно назвать «новыми бедными». Они имеют высшее образование, но при этом находятся в тяжелом финансовом положении. Это характерная черта российского общества периода реформ, особенно после кризиса 1998г.

О том, что за годы реформ в России произошло массовое перемещение в число малообеспеченных основной массы населения, свидетельствует выбор россиян различных моделей социальной структуры российского общества (исследование Н.Е. Тихоновой).

Россияне не допускают даже мысли о том, что современное российское общество можно рассматривать как однородное (4-я фигура), не многие усматривают наличие обширного среднего класса (3-я фигура). Большинство выбрало пирамидальную модель, где по мере нарастания бедности численность соответствующих слоев увеличивается. В то же время почти треть выбрала 1-ю модель, где общество разделено на 2 почти не связанные между собой части: элиту и основную массу населения. При всей своей нейтральности каждая из использованных моделей позволяет зафиксировать подсознательные представления россиян о масштабах существующей социальной дифференциации.

В своем исследовании Тихонова дает следующее описание социальной структуры российского общества:

Ø нищие ( 9% ) - не могущие себе позволить купить мяса, сладкого, новую одежду для детей, не ходящие в гости и не принимающие гостей;

Ø бедные (10% ) – изредка покупающие мясо, фрукты, сладкое, одежду, не ходящие в гости, не покупающие газет, лишь изредка покупающие детям новую одежду и не способные профинансировать их платные занятия;

Ø малообеспеченные (25%) – на покупающие бытовой и иной дорогостоящей техники, никогда не позволяющие себе деликатесов, ощущающие серьезные ограничения при покупке одежды и прессы, при посещении театров, концертов, кино, но обычно приобретающие мясо, фрукты и сладкое;

Ø среднеобеспеченные (34%) – начиная с этой группы у семей появляются свободные деньги и в соответствии с их приоритетами возникает вариативность трат и стратегий экономии (одни экономят на одежде, другие на бытовой технике, третьи на питании и т.д.); в целом имеются некоторые ограничения при покупке деликатесов, посещении театров, туризме, покупке одежды;

Ø обеспеченные (12%) – ощущающие ограничения при покупке дорогостоящих вещей (автомобиля и т.д.), в посещении ресторанов, в туристических путешествиях, но почти не экономящие на еде и бытовой технике;

Ø состоятельные (10%) – регулярно покупающие деликатесы, посещающие рестораны, путешествующие, совершающие дорогостоящие покупки, могущие позволить себе все траты одновременно без экономии на чем-то из желаемых расходов.

Но среди факторов, влияющих на самосознание своего места в социуме наряду с материальной обеспеченностью присутствуют такие факторы, как образование, место работы, квалификация, социальная значимость, политическое влияние, моральные нормы и т.д. С учетом этих обстоятельств стратификационную модель российского общества можно представить так:

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению: