Проблема типологизации личности
Страница 2

В работах современных отечественных социологов, например у В.А. Ядова, выделяется так называемый базисный тип, который наилучшим образом отвечает объективным условиям нынешнего этапа общественного развития. С базисным типом личности, по мнению В.А. Ядова, связана система социально – правовых и нравственных норм, отражающихся в Конституциях, законах, общественном сознании, различных типов мировоззрений. Характеристика базисного типа личности – это ответ на вопрос, каким критериям должна отвечать личность, чтобы общество могло развиваться с максимальной эффективностью. Реформирование всех сфер общественной жизни, которое с огромным трудом осуществляется в нашей стране, порождает трудности в определении базисного типа личности. Типология, характеризующая модельные типы личности, в большей степени отражает желаемые качества, нежели имеющиеся в действительности (например, тип образцового студента, рабочего, ученого и т.д.). В последние годы появилось понятие "пограничный тип личности". Оно обозначает человека, который порвал со своей средой, но не адаптировался к новой. К такому типу следует отнести торговцев на рынке, разного рода посредников и т.д. Также в современной социологии получило широкое распространение выделение типов личности в зависимости от их ценностных ориентаций, например:

1) традиционалисты – они ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а такие качества как самостоятельность и стремление к самореализации у этого типа личности выражена слабо.

2) идеалисты – в этом типе выражена независимость, критическое отношение ко всему традиционному, установки на саморазвитие и пренебрежение авторитетами.

3) реалисты – сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептизм с самодисциплиной и самоконтролем.

Таким образом, социологические исследования показывают, что специфика отношений в различных сферах общественной жизни стимулирует проявление определенных личностных качеств и типов поведения. Так, рыночные отношения способствуют развитию предприимчивости, прагматизма, хитрости, расчетливости, умения подать себя. Взаимодействия в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию, а в сфере семейной и личной жизни – эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии.

В тоже время, социологи отмечают и обратное воздействие устойчивых личностных качеств и поведенческих стереотипов на возникновение и развитие общественных отношений того или иного типа. Так, еще М. Вебер говорил о том, что изменения под влиянием протестантизма ценностных ориентаций личности, ее отношения к труду дала импульс к возникновению "духа" капитализма, стимулировали развитие предпринимательской деятельности. Значит, комплекс определенных личностных качеств может ускорять общественное развитие, а может и препятствовать ему или делать его вообще невозможным.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Мероприятия по профилактики беспризорности и безнадзорности на примере деятельности БУ «КЦСОН «Любава»
На территории Советского Административного округа г.Омска функционирует Бюджетное Учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения «Любава», в составе которого имеется два отделения, непосредственно связанные с профилактик ...

Журнал для подростков
Карманные деньги – это деньги, предназначенные на небольшие текущие расходы. Социальная статистика в России, (август-сентябрь 2006 год): Младшим (13-14 лет) подросткам дается в среднем 50-70 рублей в неделю на карманные деньги. Средним ...

Динамика современных эмиграционных процессов в Ставропольском крае
По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 9 октября 2002 года, численность населения Ставропольского края составила 2735,1 тыс. человек, в том числе городские жители – 1530,6 тыс., сельское население – 1204,5 ...