Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.
Страница 2
Материалы и статьи » Девиантное поведение подростков и его профилактика средствами социальной работы » Специфика и формы проявления девиантного поведения в подростковом возрасте как социальная проблема. Специфика формирования идентичности в подростково-юношеском возрасте.

• корыстное поведение, включая мелкие кражи, вы­могательство. Угоны автотранспорта и другие иму­щественные посягательства, связанные со стремле­нием получить материальную выгоду;

• распространение и продажа наркотиков.

Деликвентное поведение выражается не только во внеш­ней поведенческой стороне, но и во внутренней, личност­ной, когда у подростка происходит деформация ценност­ных ориентации, ведущая к ослаблению системы регуля­ции.

Криминальное поведение как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответ­ственности служит основанием для возбуждения уголов­ного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и деликвентного поведения.

Негативные формы девиации являются патологией: пьянство и алкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность. Они дезорганизуют систему, подрывают ее основы и на­носят значительный ущерб, в первую очередь, личности самого подростка.[1]

Как справедливо считает Кичева И.В., чтобы навести терминологический порядок в определениях феномена «девиация», в многозначном гнезде существующих по­нятий требуется выделить общее значение. Дезаптация как нарушение социально-психического состояния и поведения под воздействием внешних/внутренних причин может быть рассмотрена в качестве базового понятия, объединяющего все вышеперечисленные определения от­клоняющегося поведения человека. В рамках дезаптации исследователями определяются границы социальной, пси­хологической и патологической дезаптации; отмечается специфика дезаптации в общеобразовательной школе, в средне-специальном учебном заведении и вузе.

Однако, как показал анализ литературы по интересу­ющей проблематике, остается прежним название групп лиц с нарушениями состояния и поведения. Привыкнув к словам «трудные, трудновоспитуемые, группы риска», многие исследователи не считают необходимым заострить внимание на том, что в современной педагогической си­туации в помощи и поддержке нуждаются дети и подро­стки с разными нарушениями адаптации. Для преодоле­ния указанной установки предлагается ввести более ши­рокое определение групп с нарушением приспособитель­ных механизмов: «социально неадаптированная моло­дежь» (СНАМ).

В связи с этим может быть значительно расширен ко­личественный и качественный состав групп социально неадаптированной молодежи, в их числе: молодые люди из различных культурно-этнических сред (мигранты, эт­нические группы, цыгане) и социально благополучных/ неблагополучных семей (инвалиды, оставшиеся без роди­тельской поддержки и места жительства, группы риска, одаренные).

Многочисленны группы детей, подростков, юношей из благополучных и неблагополучных семей с выраженны­ми симптомами социальной дезаптации, среди них: так называемые группы риска (молодежь девиантного пове­дения); сироты, оставшиеся без родительской поддерж­ки, опеки; брошенные дети при живых родителях; бомжи без определенного места жительства. Особого внима­ния заслуживают вынужденные переселенцы из Чечни, дети иммигрантов из стран ближнего Зарубежья.

Следует также обратить внимание на одарённых детей из

общего числа с нарушениями социальной адаптации и инвалидов. Предрасположенные к спонтанности и твор­честву, молодежные группы могут социализироваться как с позитивными, так и отрицательными установками. Сре­ди обычных детей предстоит произвести отбор детей с задатками-склонностями к техническому творчеству, к трудовой деятельности, нацеленных на приобретение ра­бочих специальностей. Многочисленна группа ребят, име­ющих коммуникативные навыки и педагогические спо­собности.

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению: