Формы проявления девиантного поведения у подростков
Страница 5

Подростки — одна из наиболее криминально активных частей населения страны. В 1998 г. численность подростков, совершивших преступления, составляла 164,9 тыс. человек (против 153,2 тыс. чел. в 1990 г.), ими или при их участии было совершено 189,3 тыс. преступ­лений (в 1990 г. — 164,7 тыс.). К настоящему времени доля подростков в общей численности осужденных со­ставляет 12,3 % (в 1990 г. — 14,7%). Однако объясняется это не столько сокращением преступности, сколько уве­личением возраста отправления подростков в места заключения. В мире и у нас в стране все большее внимание уделяется принципу ненасилия. Общество стремится вывести человека из расширяющихся зон риска, к которым могут быть отнесены следственные изоляторы, воспитательные колонии.

Характерной особенностью последних лет является «омоложение» преступников. Ежегодно в стране выявляете более 300 тыс. уголовных дел несовершеннолетних, причем более 100 тыс. преступлений совершаются подростками, и достигшими 14 лет. Подростки все чаще вовлекаются в преступные группировки взрослых: использование несовер­шеннолетних в преступной деятельности позволяет группи­ровкам избежать уголовной ответственности, и это ведет к еще большему вовлечению подростков в эту сферу.

Наиболее частым преступлением является грабеж. Появился такой вид «деятельности» как вымогательство школьников у школьников. Новый для подростков вид преступления — детоубийства, похищение детей с целью выкупа.

В последние годы появилась еще одна тенденция. Раньше преступления совершали дети из неблагополуч­ных, асоциальных семей. Сейчас — из благополучных. Первые грабили киоски, вторые совершают тяжкие пре­ступления, грабежи, торгуют наркотиками, т.е. внешнее благополучие семей может быть обманчиво.

Одной из наиболее, значимых причин подобного явля­ется утрата монополии на воспитание детей родителями и школой. Семья, в которой ранее вместе жили предста­вители трех поколений и которая веками была опорой государства, ушла в прошлое. Распад семьи многие психологи считают важнейшей причиной роста насилия.

Родителям все труднее приучать подрастающее поко­ление к определенной шкале ценностей, которая была бы понятна им и в которую оно могло бы поверить. Нормы, существовавшие во времена родителей, обесценились нередко сами родители потеряли ориентиры и не в состо­янии приобщить детей к благородным занятиям.

Нарушения поведения детей и подростков и их соци­альная дезадаптация являются актуальной проблемой, и эта актуальность имеет четко выраженную тенденцию к росту. Отклонения от общепринятых социальных и мо­рально-нравственных форм поведения детей и подрост­ков ставят серьезные задачи перед семьей, дошкольными учреждениями, школой и обществом в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Рекомендуем к прочтению:

Личностно-ориентированный подход в решении проблем общения у пожилых людей в Центре социального обслуживания. Опыт практических учреждений по решению проблем коммуникативной деятельности людей пожил
Жизнь пенсионеров в ЦСО скрашивается, в основном, социально-бытовым и медицинским обслуживанием; наличием общения, питанием. Совершенствование деятельности ЦСО должно быть направлено на решение целого комплекса организационно-управленчес ...

Советская социология музыки
В бывшем СССР в 60-70-е гг. имели место неоднократные попытки рассматривать музыку массовых жанров как социальный феномен в рамках общей и музыкальной социологии, а также искусствознания. Первым в исследовании данных проблем был ленингра ...

Особенности развития социальных знаний в XVII веке
Теория естественного права и общественного договора XVII - XVIII вв. характеризуется интенсивным процессом развития знаний о человеке, обществе. Социальное познание по форме и содержанию существенно отличается от предыдущих: возникли новы ...