Формы проявления девиантного поведения у подростков
Страница 2

На формирование алкоголизма влияет несколько факторов, среди которых главные — наследственность, характер, индивидуальные свойства личности и особен­ности окружающей среды.

К факторам, способствующим алкоголизации, мож­но отнести низкий уровень материального положения и образования. Влияет и обычай непременного угощения со спиртным. Одним словом, программирование пред­почтительного отношения к алкоголю как обязатель­ному элементу любого праздничного застолья начинает­ся с самого раннего возраста.

В процессе детских игр с «алкогольным содержани­ем» явственно проявляются аспекты оценки детьми роли и назначения алкоголя. Им нравятся прежде всего ритуалы, связанные с потреблением спиртного, вызыва­ет интерес его опьяняющее действие. Ритуалы формиру­ют у ребенка отношение к алкоголю как к ценности и ориентируют на его потребление. А опьяняющее дей­ствие спиртного воспринимается как факт положи­тельный, дающий повод для необычных ощущений и форм поведения, непозволительных для трезвого чело­века. И тот и другой аспекты вызывают повышенный интерес к алкоголю. Так уже в первые годы жизни у ре­бенка закладывается модель будущего алкогольного по­ведения. Из этого следует, что развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спирт­ному и формирование «алкогольного мышления».

Вторая причина пьянства подростков — усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя пред­ставляется символом самостоятельности, мужества, сред­ством самоутверждения.

Привлекательность спиртного усугубляется для под­ростков популяризацией алкоголепития в кино и телеви­зионных передачах. Социологи США утверждают, что для подростков, проводящих до 5 часов у телевизора, приме­ры пьющих кино- и телегероев — наиболее действенная форма вовлечения в пьянство. Ими подсчитано, что в са­мых популярных программах, идущих в Америке с 20 до 23.00, за каждый час показывают в среднем 7,02 случая употребления алкогольных напитков (безалкогольных только 3,33 случая). При этом положительные герои при­кладываются к рюмке в 5 раз чаще отрицательных[3].

Еще одна причина подросткового алкоголизма — при­мер сверстников. У детей и подростков из неблагополуч­ных (особенно неполных) семей, как правило, культура общения не развита. Отсутствие душевной близости с родителями, контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элемен­том общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пью­щие подростки имеют реальные возможности для само­утверждения, проникаются самоуважением, чего не в со­стоянии получить ни в семье, ни в школе.

В последние годы выявлена еще одна причина влече­ния подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. По­пытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязан­ностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт характера, как безволие, зависимость, безответ­ственность, неподготовленность к жизни. Внешне это бла­гополучные, тихие, смирные, легко подчиняющиеся воле взрослых дети и подростки. У них как бы «соглашательс­кий» тип характера, аморфный, без яркой индивидуально­сти. Нежелание преодолевать возникающие в жизни трудности приводит к поиску легких путей решения проблем, к несопротивлению дурным влияниям. Потребление спир­тного для молодых людей такого склада является наиболее простым и доступным (благодаря материальной обеспе­ченности родителей), хотя и иллюзорным выходом из грудных ситуаций. Они — продукт среды. В здоровом кол­лективе они могут стать хорошими людьми, учениками, работниками, а в компании антисоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в ко­тором им придется жить и работать.

Если человек страдает какой-то формой олигофрении, врожденным физическим или психическим заболеванием, то здесь алкоголь выступает как компенсирующий фактор, позволяющий якобы сгладить дефекты личности. Для мо­лодежи алкоголь служит универсальным средством рас­крепощения и преодоления застенчивости, некоммуника­бельности, от которой страдают многие подростки.

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендуем к прочтению:

Функции социальной системы
Под функцией обычно понимается такая зависимость между объектам при которой изменение одного из них вызывает изменения в других в рамках данной системы, Функции социальной системы сводятся к двум основным: 1. Функция сохранения системы, е ...

Технология проведения мониторинга
Для эффективной организации проведения мониторинга на уровне общеобразовательного учебного заведения целесообразно использовать следующий алгоритм. 1. Приказом руководителя учебного заведения утвердить состав рабочих групп по проведению ...

Выборка исследования
Выборка исследования – это часть объекта исследования, которая по основным социально-демографическим или иным существенным признакам подобна объекту в целом. Выборка (или выборочная совокупность) представляет из себя уменьшенную копию (мо ...