Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Страница 14
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Возникновение и развитие социологии ХIХ века

Здесь мы подходим к ещё одной важной для социологии М. Вебера категории, категории идеального типа.

Целерациональное действие - это не некая всеобщая модель действия, даже не преобладающий в эмпирической действительности тип. Это идеальный тип, который в чистом виде редко встречается в действительности.

Идеальный тип, по мысли М. Вебера, это определённая теоретическая схема, конструкция, модель, созданная самим исследователем путём выделения, заострения тех элементов действительности, которые этот исследователь считает типичными. Такими идеальными типами являются, например, "господство", "капитализм", "церковь", "секта", "христианство" и т.п. Эти идеальные типы - некие обобщения; в реальности же исследователь имеет дело с индивидуальными социальными явлениями, по Веберу, с социальными действиями индивидов. Ещё раз напомним: для М. Вебера субъектами действия могут быть только индивиды, а не коллективные образования.

Идеальные типы имеют значение лишь как средства и инструменты социального исследования. Так, целерациональное действие служит образцом социального действия, с которым соотносятся все остальные виды действия, в особенности реально существующие. К самим идеальным типам в связи с этим предъявляются определённые требования. Поскольку цель социологии - устанавливать общие правила событий безотносительно к их пространственно-временным характеристикам, то и идеальные типы должны быть настолько "чистыми", чтобы быть годными для исследования любой страны в любую эпоху. Идеальные типы конструируются так, словно социальное действие происходит в идеальных условиях. Отклонение от идеального типа всегда можно заметить, исследовать, выразить в общезначимых понятиях только с помощью идеального типа. Так, сам М. Вебер выделяет по принципу сравнения с целерациональным целую шкалу социальных действий:

более или менее приближённо достигнутый правильный тип;

(субъективно) целерационально ориентированный тип;

действие, более или менее сознательно и более или менее однозначно целерационально ориентированное;

действие, ориентированное не целерационально, но понятное по своему смыслу;

действие, по своему смыслу более или менее понятно мотивированное, однако нарушаемое - более или менее сильно - вторжением непонятных элементов;

действие, в котором совершенно непонятные психические или физические факты связаны "с" человеком или "в" человеке незаметными переходами.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 


Рекомендуем к прочтению:

Причины заключения ранних браков.
Еще одна интересная деталь, которая волнует многих: почему подростки, не до конца сформировавшиеся личности вступают в брак? В чем же дело? Когда сегодняшний подросток, что есть силы, стремится выскочить замуж (жениться), иногда даже не д ...

Синтетическая наука - социология
По Конту, социология, как и любая другая наука, изучает неизменные естественные законы. Предмет ее - самый важный и сложный, поэтому социология - своего рода царица других наук. Он дает такую классификацию наук: математика − астрон ...

Направленность и смысл истории
Проблема направленности истории привлекала мыслителей с давних пор. Их волновали вопросы: есть ли у истории смысл, в каком направлении движется история, какие этапы проходит в этом движении? Первые попытки выделения таких этапов предприни ...