Социальный дарвинизм объединяет биологические теории конца ХIX - начала ХХ ст., которые основываются на сведении законов развития общества к биологическим закономерностям естественного отбора к положениям теорий, инстинктов, случайностей и т.п. Главная идея состоит в том, что основой социальной структуры есть естественные способности человека. Никакие социологические положения не могут вступать в противоречие с естественно научными законами, которые управляют человеком. Но конкретный состав законов и их понимание не неизменные и в социальном дарвинизме, определялись не столько развитием биологии как науки, сколько социально - политическими симпатиями и устремлениями представителей направления. Это порождало противоречивое многообразие его версий, которые использовались для поддержки широчайшего спектра политических идей - от воинственного консерватизма до марксизма и социализма. Дарвинизм использовался для защиты принципов индивидуализма и конкуренции, стихийности в общественном развитии и свободного от государственного вмешательства рыночного капитализма (Спенсер, Самнер и др.)
Понимание инстинкта как выражения иррационального в коллективном поведении в дарвинизме социальном стало основой для рассуждений о роли расовых различий, об иррациональном в цивилизации и в социальной эволюции, для критики демократии как наиболее благоприятной среды для проявления инстинктов. Между представителями социального дарвинизма имеются значительные расхождения по многим вопросам: одни прямолинейно подчеркивают биологический характер законов в обществе, иные стремятся осторожнее выяснить специфику их проявления и т.д. То общее, что объединяет социальных дарвинистов можно свести к нескольким элементам: натурализация социального определения естественного отбора и борьба за существование как главных социальных определений и анализ в их плоскости социальных конфликтов и соперничества.
Один из представителей социального дарвинизма английский политик, экономист социолог Уолтер Беджгот (1826-1877) в трудах, в частности "Физика и политика" рассматривает борьбу за существование как главный закон социальной эволюции, происходящей вследствие непримиримости между различными социальными группами. В обществе стремление к господству есть социальный вариант действия законов естественного мира, распространяемый на межгрупповую внешнюю борьбу и силовое соревнование индивидов в группе за господствующее положение. Основная борьба идет между группами и воплощается в конфликтах, войнах и т.п., где побеждают более сплоченные общности. В обществе идет постоянное состязание за существование, где побеждают сплоченные социальные объединения и т.п., где нормы и обычаи поддерживаются традициями и помогают побеждать.
Идеи наследственности развиваются в трудах Генри Тарда, но на иной методологической основе. Один из последователей социального дарвинизма польско-австрийский социолог Людвиг Гумплович (1838-1909) в трудах "Раса и государство", "Расовая борьба", "Социология и политика" и других критикуя бесплодность биологических аналогий в социологии, не связывал свои социологические концепции с эволюционизмом, подчеркивая своеобразие социальных фактов и социальной природы общественных явлений. Концепцию понимания общества Людвиг Гумплович называет монистической, монизмом, понимая естественность законов человеческого существования. Его монизм по существу является натурализмом, основывающимся на "естественных процессах", где социальное есть лишь разновидность законов природы. Он считал, что в основе социологии лежат законы биологии. Но он не переносит механические законы природы на общество, а подчеркивает, что каждый общий закон трансформируется и проявляется через природу тех общественных явлений. Он сторонник концепции социального реализма, где общество рассматривается как субстациональное образование, особая система, не сводящаяся к взаимодействию индивидов. Сущность концепции - человечество не единственное по своим происхождениям и генетично различные социальные общности происходят из различных источников, что и обусловливает неоднородность.
Рекомендуем к прочтению:
Технологии социальной работы с лицами злоупотребляющими
алкоголем. Современные технологии
работы с лицами, злоупотребляющими алкоголем
Алкоголизм - это, как известно, хроническое заболевание. Сложности лечения алкоголизма связаны с тем, что при длительном употреблении алкоголь включается в обменные процессы организма и развивается стойкая психофизическая зависимость.
Кл ...
Карл Мангейм о социальной функции института
образования. Жизнь и
взгляды Карла Мангейма
Карл Мангейм (1893-1947) общепризнанный классик либеральной социологии - учился в университетах Будапешта, Фрайбурга, Гейдельберга, Парижа. Взгляды Маннгейма формировались под влиянием идей Б. Залоша, Э. Ласка, Генриха Риккерта, Дьёрдя Лу ...
Социальные институты. Основные
понятия
Институт, институционализация, семья, брак, моногамия, полигамия, патриархальная семья, нуклеарная семья.
Словарь
1. Институт
— установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Социальный институт относится к образ ...
|