Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Страница 10
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Возникновение и развитие социологии ХIХ века

В русле натурализма социологии ХIX в. возникает расово-антропологическая школа не сколько как стремление научного осмысления проблемы человеческих рас, сколько как попытка использовать науку для идеологического обоснования расизма. В расово - антропологической школе выделяются два направления. Первое - связанное с попытками раскрыть глобальные движущие силы развития всемирной истории и другое, ограничивается анализом более локальных процессов, в основном в пределах Европы и исходит из понимания естественного отбора и борьбы за выживание, проповедуемые социальным дарвинизмом. Представителями расово - антропологической школы стали философы, социологи, стоящие на позициях органицизма, социального дарвинизма: Жозеф Артюр де Гобино, Отто Аммон, Жорж Ваше де Ляпуж, Хьюстон Стюарт Чемберлен и др. Концепции расово - антропологической школы решительно осуждены и отброшены наукой.

Натурализм в социологии - социологические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Большинству натуралистических концепций свойственно игнорирование сложной диалектики общественного развития, вульгарно - материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности. Позитивной стороной натурализма в социологии выступает стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естественных наук.

Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818 - 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К. Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.

В условиях революционного подъема, охватившего в 40-е годы XIX в. страны Западной Европы, шло формирование марксизма. События 40-х годов во Франции, Англии, Германии и других странах Западной Европы Маркс и Энгельс оценивали с позиций идеологии социалистического движения, называя свои взгляды в отличие от взглядов иных представителей социалистического движения научным социализмом.

Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально - экономический анализ современного К. Марксу капиталистического строя. Маркс стремится по-новому осмыслить почти все современные ему социальные науки - экономические, исторические, правовые, политические и др. Он нигде не ставит вопрос о создании новой отдельной науки об обществе.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс неоднократно подчеркивали, что предмет их теоретического интереса не общество вообще, а определенные исторические типы общества - "экономические общественные системы".

Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества - экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества - естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Рекомендуем к прочтению:

Содержание понятия «социальный институт»
В своей повседневной деятельности люди понимают под институтом разные социальные единицы. Это могут быть учебные или научные организации и учреждения, любые крупные целевые организации. Среди социологов нет полного согласия в понимании эт ...

Теоретическая подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям
Проблема теоретической подготовки молодых людей к брачно-семейным отношениям как бы синтезирует различные аспекты воспитания, прежде всего, нравственного, правового и физического и имеет особый психологический смысл. В современных услови ...

Социальное партнерство как компонент системы профилактики с несовершеннолетними, состоящими на учете или имеющими судимость
Социальное партнерство, по мнению С.М. Кибардиной – это трудовые отношения, характеризующиеся общностью позиции и согласованными действиями лиц наемного труда, работодателей и государства. Основные принципы социального партнерства – учет ...