В русле натурализма социологии ХIX в. возникает расово-антропологическая школа не сколько как стремление научного осмысления проблемы человеческих рас, сколько как попытка использовать науку для идеологического обоснования расизма. В расово - антропологической школе выделяются два направления. Первое - связанное с попытками раскрыть глобальные движущие силы развития всемирной истории и другое, ограничивается анализом более локальных процессов, в основном в пределах Европы и исходит из понимания естественного отбора и борьбы за выживание, проповедуемые социальным дарвинизмом. Представителями расово - антропологической школы стали философы, социологи, стоящие на позициях органицизма, социального дарвинизма: Жозеф Артюр де Гобино, Отто Аммон, Жорж Ваше де Ляпуж, Хьюстон Стюарт Чемберлен и др. Концепции расово - антропологической школы решительно осуждены и отброшены наукой.
Натурализм в социологии - социологические концепции, опирающиеся на методы и познавательные средства естественных наук. Большинству натуралистических концепций свойственно игнорирование сложной диалектики общественного развития, вульгарно - материалистическое истолкование ее закономерностей, отрицание сознательного и целенаправленного характера человеческой деятельности. Позитивной стороной натурализма в социологии выступает стремление выработать объективную и строгую систему знания, аналогичную теориям развитых естественных наук.
Большой вклад в развитие социально-политической мысли внесли основатели марксистской школы социологии Карл Маркс (1818 - 1883гг.) и Фридрих Энгельс (1820-1885гг.). Значительное влияние на творчество К. Маркса оказало учение Г. Гегеля о диалектике.
В условиях революционного подъема, охватившего в 40-е годы XIX в. страны Западной Европы, шло формирование марксизма. События 40-х годов во Франции, Англии, Германии и других странах Западной Европы Маркс и Энгельс оценивали с позиций идеологии социалистического движения, называя свои взгляды в отличие от взглядов иных представителей социалистического движения научным социализмом.
Главное место в марксистском учении занимает всесторонний социально - экономический анализ современного К. Марксу капиталистического строя. Маркс стремится по-новому осмыслить почти все современные ему социальные науки - экономические, исторические, правовые, политические и др. Он нигде не ставит вопрос о создании новой отдельной науки об обществе.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс неоднократно подчеркивали, что предмет их теоретического интереса не общество вообще, а определенные исторические типы общества - "экономические общественные системы".
Сущность марксистской концепции заключается в том, что в основе развития общества лежит единство и борьба противоположностей и создание более совершенных структур. Базис любого общества - экономические отношения и классовая борьба, а политика, религия, семья, образование составляют надстройку общественной системы. Производственные отношения, в которые вступают люди, соответствуют определенной ступени общественного развития и не зависят от воли людей. Бытие человека определяет его сознание. Развитие общества - естественный исторический процесс, а конфликты и революции являются движущей силой общественного развития. Впервые были определены и изучены основные классы буржуазного общества - пролетариат, буржуазия, крестьянство и выделены пять общественно-экономических формаций:
Рекомендуем к прочтению:
Психиатрическая изоляция как практика социального отлучения
Психические больные традиционно рассматриваются как стигматизированная и подверженная социальному отлучению группа. Однако на практике можно наблюдать ряд эффектов, которые не связаны с процессами стигматизации и неприятия со стороны общес ...
Национальная программа демографического развития России
Этот пункт хочется начать со слов бывшего президента РФ Путина В.В. в послании к ФСРФ.
«…А теперь о главном. … О семье. И о самой острой проблеме современной России - о демографии. Проблемы экономического и социального развития страны те ...
Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных со ...
|