Психологическое направление в социологии
Страница 6
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Психологическое направление в социологии

По мнению 3. Фрейда, объединяющими являются принудительные факторы, трудовые связи, "социальные чувства", особенно чувство любви, но не в сексуальной, а в превращенной ее форме, т.е. дружбе. Именно эти формы являются основой социальных отношений.

Центральное положение концепции З. Фрейда - найти способ интеграции людей в общественную систему и примирить их с культурой через внутреннее освобождение человека.

Как сделать это? С одной стороны, 3. Фрейд считал, что в обществе ничего нельзя изменить из-за неизменности человеческой природы. С другой стороны, он видел возможность эволюции общества через функциональное изменение человека с помощью психоаналитической теории и адекватной социализации, что поможет массам подняться до уровня элиты. На основе фрейдизма возникали: неофрейдизм и постфрейдизм.

Неофрейдизм Одним из основателей неофрейдизма был Э. Фромм, которого также интересовала проблема взаимоотношений человека и общества. Но в отличие от 3. Фрейда он считал первичные потенции человека позитивными. Человек по своей природной сущности

хорош. Плохо общество. Идея патологичности и репрессивности существующих обществ по отношению к человеку является у Э. Фромма центральной.

Человек, по мнению Э. Фромма, живет в условиях враждебного ему общества. Формой связи между обществом и психикой индивида является социальный характер, являющийся результатом фундаментального опыта и образа жизни, общего для группы, класса, как "ядро структуры характера", свойственное большинству членов определенной культуры. Функции социального характера Э. Фромм видел в следующем: нужно так формировать и направлять энергию члена общества, чтобы поведение, требуемое от него его социальной системой, стало стереотипизированным, само собой разумеющимся, приносило бы человеку удовлетворение.

Формирование социального характера происходит, с одной стороны, под воздействием социально-экономической структуры, а с другой - природы человека. Социально-экономическая структура на каждой ступени развития самоотчуждения человека создает определенный характер. Э. Фромм выделял основные типы социального характера: капиталистический, эксплуататорский, рецептивный (пассивный), рыночный.

Социальное выступало у него негативным элементом, подавляющим созидательные потенции человека. Как освободить эти потенции и привести к гармонии человека и общество? Надо изменить общество. И если все существующие общества по отношению к человеку были плохи, то надо создать новый тип общества - коммунитарный социализм.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Рекомендуем к прочтению:

Проблемы создания, развития и функционирования общественных организаций в современном украинском обществе
В процессе перехода отношений государства и гражданского общества на уровень партнерства, большое значение приобретает использование государством такого механизма правовой регуляции деятельности общественных организаций, какой бы создавал ...

Основные проблемы студенческой семьи. Учеба и семья
Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. ...

История благотворительности Вятского края. Знаменитые благотворители Вятского края
Благотворительность, как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был ра ...