Психологическое направление в социологии
Страница 4
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Психологическое направление в социологии

Главной своей научной задачей он считал создание учения о личности как основе воспитания и преодоления аномалий в ее поведении. Собственную основную научную концепцию он назвал рефлексологией, в ее рамках он выделял такие элементы как рефлексы, синдромы, симптомы. Понятия эти использовались им для диагностики различных состояний человека и, в частности, нервных заболеваний.

Бехтерев занимался также вопросами полового воспитания,

исследованием гипнотического внушения.

Основные работы Бехтерева, в которых поднята социологическая проблематика:

Сознание и его границы (1888);

Психика и жизнь.2е изд. (1904);

Внушение и его роль в общественной жизни. Зе изд. (1908);

Психорефлексология (1910);

Рефлексология (1918);

Коллективная рефлексология (1921);

Главное внимание представителей психологического направления было направлено на изучение психологического механизма и социальных форм проявления поведения индивида или группы.

Наиболее видный представитель этого направления - Евгений Валентинович Де РОБЕРТИ (1843-1915). Основные работы Де Роберти по социологии и этике, вписанные на русском языке: “Социология" (1880), “Прошедшее философии" (1886), “Новая постановка основных опросов социологии” (1909), “Понятие разума и законы вселенной" (1914), “Философия и ее задачи в XX веке” 1915).

Необходимо отметить, что взгляды Де Роберти претерпели значительную эволюцию. В начале своей творческой деятельности он считал, что социология изучает особые социальные законы, не совпадающие с законами биологии психологии. Эти законы управляют обществом и отличаются от законов индивидуального развития. В 80-х годах он не считает социологию абстрактной и описательной наукой. В 90-х расширяет предмет Социологии, включает в нее мораль, реально отождествляя социологию с этикой. Он писал: “Этика, как мы ее понимаем, есть мораль, ставшая абстрактной социологией". По его мнению, жизнью человека в обществе управляют правила поведения, которые имеют вес и значение, если выражают “существенные законы, управляющие нашим поведением”. задача социологии состоит в открытии этих законов. В результате этого социология стала трактоваться как универсальная наука о человеческом духе, в которую включалась история науки, история философии, история искусства, теория познания, этика, эстетика, юриспруденция, политика и мн. др. Главным объектом исследования у Де Роберти выступало психологическое взаимодействие людей, а не объективно существующее общество.

Во втором периоде своего творчества начиная с 90-х годов он отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Он игнорировал материальные условий и объективные законы общественного развития. Несмотря на то, что взгляды Де Роберти на предмет социологии менялись, в них постоянным оставалось положение о социальной эволюции как “основном факторе" социологии. В социальной эволюция Де Роберти четко проявился психологизм.

По мнению Де Роберти, все социальные явления и процессы можно поставить в один эволюционный ряд, состоящий из семи общих категорий: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - -философия - искусство - практическая деятельность. Последние четыре категории названного ряда стали основой его теории “четырех факторов цивилизации", и им уделялось особое внимание. Человек превращается в разумное существо под “влиянием социальной энергии, вырабатываемой постоянным соприкосновением или столкновением сознания", с этого начинается развитие цивилизации.

Всю деятельность людей Де Роберти ставит в зависимость от их идей, тем самым он подчинил все развитие общества научным идеям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Специфика культурно-досуговой деятельности подростков в условиях небольшого города. Особенности подросткового возраста
…в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного… Л.С.Выготский Подростковый возраст – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вмест ...

Общие и национально-специфические черты бюрократии. Карьера как ядро бюрократической системы
Бюрократия — это сложное социальное явление, необходимое и неизбежное, продукт развития общества, процесса разделения труда, объективного появления управляющих и управляемых. Бюрократия как слой управляющих людей призвана осуществлять вып ...

Предмет и задачи социологии, ее место в классификации наук
О. Конт ставил перед собой задачу создать новую классификацию наук, которая охватила бы все сферы знания. Им даже был сформулирован специальный «закон классификации», касавшийся шести основных наук: математики, астрономии, физики, химии, ...