Методы сбора и анализа информации. Методики сбора первичных данных
Страница 3
Материалы и статьи » Методы исследования социально-экономических и политических процессов » Методы сбора и анализа информации. Методики сбора первичных данных

Достоинствами метода анкетирования являются возможность получения в относительно короткий срок значительного объема эмпирической информации, а также обеспечение анонимности ответов; недостатком - невозможность проконтролировать ситуацию формулировки ответа, его самостоятельность, полноту.

Для более глубокого изучения проблемы, выяснения неточностей, противоречий, обнаруживающихся при обработке результатов анкетирования, может использоваться интервью как дополнение к анкетному опросу.

Интервью - метод сбора информации об исследуемом объекте в процессе личного общения с респондентом по специально составленному опроснику. Опросник может содержать прямо поставленные вопросы, ответы на которые позволят получить непосредственную информацию об интересующем явлении, а также суждения о возможных вариантах решения проблемной ситуации.

По своей форме интервью бывает свободное (длительная в течение нескольких часов беседа по общей программе) и стандартизированное (проводится по детально разработанному плану, конкретизирующему содержание, последовательность вопросов и даже варианты возможных ответов).

В случае, если необходимо быстро изучить мнение по тому или иному вопросу, применяется телефонное интервью.

Интервью позволяет получить малодоступную для других методов исследования информацию. Преимущество его в том, что благодаря непосредственному контакту с респондентом имеется возможность видоизменять вопросы в соответствии с получаемыми ответами, ставить дополнительные вопросы, уточняя ответы, и тем самым обеспечивать получение более глубокой информации.

Часто в практике социологической работы возникают ситуации, когда необходимо дать оценку таким сторонам объекта, по которым самооценка может оказаться искаженной или даже невозможной. Источником подобной информации могут служит компетентные лица - эксперты, имеющие глубокие знания об объекте исследования. Выявление в результате применения метода опроса суждений компетентных лиц по определенной исследуемой проблеме называется эксперт - опросом, а сами суждения - экспертной оценкой.

К основным видам экспертного опроса следует отнести: анкетирование и интервью, "мозговую атаку", дискуссии, советы, деловые игры. Желаемый эффект достигается путем использования различных его видов.

В социологическом исследовании объектом изучения является некоторая социальная общность - группа, коллектив. Часто сведения о социальной общности приходится получать путем анализа таких характеристик, как социальные ориентации, мнения, стереотипные суждения. Для этого используются методики, разработанные в психологии. Наиболее часто в социологических исследованиях используется тестирование.

Тест - задание стандартной формы словесного характера или в виде рисунков. Тестированием называется кратковременное испытание, с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности отдельных или совокупности социально-психологических свойств личности. Тестирование используется для того, чтобы установить наличие или отсутствие уже известных социально-психологических особенностей у тех или иных исследуемых.

В прикладном социологическом исследовании используются три вида тестов:

· проективные, позволяющие выявить наличие определенных социально-психических свойств данного человека;

· оценки, позволяющие провести относительные измерения способности, уровня развития и т.д.;

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Образование как социальный институт
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционир ...

Социальные группы. Типология социальных групп
В процессе обмена - взаимодействия происходит оформление социальных отношений и формирование социальных групп. Социальная группа — коллектив или множество индивидов, ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социал ...

Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности. Роль местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированн
Стратегия борьбы с дискриминацией обуславливает усиление работы местных органов власти и средств массовой информации. Роль СМИ в изменении сознания общества очень значительна, и использование их возможностей является очень важным инструме ...