Пропаганда как средство политической коммуникации. Понятие политической коммуникации
Материалы и статьи » Пропаганда как средство политической коммуникации » Пропаганда как средство политической коммуникации. Понятие политической коммуникации

Пропаганда относится к сфере политической коммуникации. Политическая коммуникация - это процесс передачи политической информации, которая циркулирует между частями политической системы, между политической и общественной системами, а также это процесс обмена информацией между политическими структурами, общественными группами и индивидами. Впервые термин «политическая коммуникация» был использован в конце 40-х годов ХХ ст., что стало свидетельством роста роли информации в общественно-политической жизни. Именно тогда политическая коммуникация как научно-прикладная дисциплина ответвилась от социальных и политических наук. Сегодня исследователи политической коммуникации уделяют внимание таким основополагающим факторам в этой сфере:[1]

- собственно коммуникативные аспекты;

- функционирование и роль средств массовой информации;

- избирательный процесс;

- коммуникация власти с общественностью.

Поскольку политические системы общества разделяют на демократическую (либеральную), авторитарную и тоталитарную, то соответствующую типологию имеют и системы политической коммуникации.

Большинство исследователей принципиально возражают абсолютную тождественность политической коммуникации с пропагандой, которая приобрела однозначно оттенок негативной конотации. Вместе с тем непредубежденный подход к этой проблеме свидетельствует, что как сам процесс убеждения, который лежит в основе политической коммуникации, так и инструментарий, который для этого применяют, имеет немало общего с методами пропаганды. Но в отличие от убеждения, пропаганда является односторонним коммуникативным процессом. Принципиальным отличием политической коммуникации от пропаганды являются ее функции, как распространение информации, обеспечение равного доступа к информации, побуждению граждан через информирование к участию в политической и общественной деятельности. Краеугольным камнем функционирования политической коммуникации является средств массовой информации - СМИ.[2] СМИ есть не только основным каналом распространения политической информации, ее интерпретатором, но и активным участником этого процесса, частью политической и общественной систем. Ограничение деятельности СМИ или сознательное ограничение информационного потока самыми СМИ приводит к деформации и сбоям в коммуникативном политическом и общественном процессе. Подобные проблемы влияют на функционирование всей политической и общественной системы, ведут к разрушению демократических основ общества, ограничивают права и свободы граждан.


Рекомендуем к прочтению:

Принципы переписи населения
По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в с ...

Подростковое материнство как социокультурный феномен. Исторический и социально-культурный контекст юного материнства
Довольно распространенное мнение о том, что подростковое материнство – явление последних нескольких десятилетий - не верно, чему имеется множество исторических свидетельств. Явление раннего материнства существует уже много столетий. Так ...

Журнал для подростков
Карманные деньги – это деньги, предназначенные на небольшие текущие расходы. Социальная статистика в России, (август-сентябрь 2006 год): Младшим (13-14 лет) подросткам дается в среднем 50-70 рублей в неделю на карманные деньги. Средним ...