Пропаганда как коммуникативный акт
Страница 2

3. Канал. Что из себя представляют средства пропаганды? Medium research (исследование среды способапропоганды).Вербальные или невербальные средства?

4. Информация. Что заложено в обращении к адресату? Content research (исследование содержания сообщения). Примеры удачныхкомпаний пропаганды.

5. Эффект, результат. Какого эффекта следует ждать? Effects research (оценка результата). По каким критериям оцениваются изменения в социальном поведении людей?

Данная модель, безусловно, упрощенна, но пропаганда – это односторонний информационный поток, в котором не имеет места обратная реакция и нет диалога, а важен лишь результат.

Основными элементами данного коммуникативного акта являются:

- коммуниканты: адресант-коммуникатор и адресаты;

- источник информации;

- коммуникативные цели – формирование определенных социальных

установок и поведения.

Коммуникативный акт может совершаться письменно, устно, образно, это может быть печатное издание, выступление оратора, теле- или радио-передача, даже массовое мероприятие, на подбои праздника.

Однако во многих сообществах, после получения информационного сообщения реципиент не сразу решает принять или отвергнуть его. Сознательно или на подсознательном уровне он ищет совета у окружающих его людей и, прежде всего, у т.н. «лидеров мнения» его группы. Лидеры мнения — это высокоавторитетные члены группы, мнения и советы которых по определенным вопросам имеют особую ценность для других. Такими лидерами могут быть не только лидеры определенных групп, но иногда и просто авторитетные знакомые, друзья, родственники, издания. Именно они играют решающую роль в формировании отношения основной массы к проблеме, отображенной в сообщении из источника информации. То есть на конечное восприятие информации действуют не только и не столько сами СМИ, сколько последующая интерпретация этой информации, обсуждение с «лидерами мнений». В отличие от ранее принятой одноступенчатой модели Лассвелла (передатчик – получатель), данное явление описывается в модели двухступенчатого потока коммуникации, разработанной в середине 50-х годов в США Полем Лазарсфельдом, и может быть представлено следующим образом (рисунок 6).[13]

В предложенной им модели двухступенчатость пропагандистского процесса учитывается, во-первых, как взаимодействие между источником и авторитетами микросоциального уровня, которые обозначаются как лидеры мнения или «медиаторы» (посредники), во-вторых, как взаимодействие лидеров мнений или медиаторов с отдельными членами микросоциальных групп. Особенно это актуально для пропаганды через сеть Интернет, где размещается множество виртуальных сообществ.

Наравне с ней, можно использовать для понимания процесса пропаганды, как коммуникативного процесса модель убеждения Фишбена-Айзена. Эти авторы предложили модель, определяющую мнения личности как «строительные блоки» процесса убеждения. Убеждение начинается тогда, когда мнения, касающиеся определенного объекта, изменяются. При этом изменение мнений сопровождается сменой установок, затем - возникновением соответствующих намерений и, наконец, - изменением поведения. Как и МакГайр, в рамках своей модели Фишбейн и Айзен рассматривают людей как «рациональные существа, систематически использующие и обрабатывающие доступную им информацию». Ключом к убеждению, считают они, является снабжение индивида убедительной информацией, обеспечивающей желаемое изменение.

Рисунок 6. Многоступенчатая модель коммуникативного акта пропаганды Лазарсфельда

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается с контроля над качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории ...

История страны и ее интерпретации
Если государства Западной Европы уже в начальный период интенсивного освоения Нового Света. Согласно распространенной точке зрения, определялись и скреплялись скорее общей историей и культурой, идеей или “мифом”, чем географическим простр ...

Старость как социальная проблема
Проблема старения человека является той проблемой, которая затрагивает каждого в равной степени и в любом возрасте. С какими проблемами сталкивается пожилой человек в современном обществе, и с какими проблемами сталкивается общество при р ...