Пропаганда как коммуникативный акт
Страница 1

В предыдущей главе мы рассмотрели пропаганду, как средство политической, массовой коммуникации, в этой рассмотрим ее с точки зрения моделей коммуникативных актов.

Исследователи пропаганды предлагали различные подходы к ее пониманию. На основании личного опыта занятия гитлеровской пропагандой немецкий эмигрант Серж Чакотин представил психологическую модель проведения массовой пропаганды. По его мнению, гитлеровская пропаганда осуществлялась на основе теории Павлова о формировании условных рефлексов у животных. Техника пропаганды держалась на связи определенных идеологических смыслов с внутренними рефлексами человека. Модель Чакотина, в сущности, отражала идею Платона о том, что риторика - искусство убеждения - очевидностью является и искусством угождения: чем удачнее убеждаешь, тем удачнее угождаешь слушателям. www.eduinfluence.ru

Модель Чакотина закладывала своеобразную модель человека и общества. Чакотин выделял четыре рефлекса человека, на которых должна была держаться пропаганда: агрессивный, сексуальный, защитный и пищевой. Для него человек был существом, которое более руководствовалось категориями инстинкта и чувство, чем ума. Пропаганда для Чакотина - это повтор лозунгов, которые затрагивали инстинкты и чувства человека. Коммуникативный процесс, таким образом, сводился к одновекторности и направленности на большие группы - массу, которая должна была превращаться в «нужную публику» способом передачи дозированной информации и навязывания идеологических смыслов, которые подкреплялись жизненными рефлексами человека (рисунок 5). [11]

В шестидесятых годах на основе этой модели образовался тезис В. Пакарда об «влиянии на подсознание». Примером является современная реклама или политический маркетинг (новейшая форма партийной пропаганды), когда речь идет не столько о товарах, лицах, программах, сколько о системе ценностей, желание потребителей. В результате люди покупают не косметику, а заботятся о красоте, не пьют пиво, а создают климат доброго общества, не избирают политику или партию, а избирают личность, благосостояние и демократию.

Рисунок 5. Модель пропаганды Чакотина

Но, по мнению автора, наиболее близкой моделью коммуникативного акта для пропаганды остается модель Лассвелла, именуемая также моделью пресвазионного акта.

Американский политолог и исследователь пропаганды Гарольд Лассвелл понимает процесс общения как акт, который состоит из пяти основных составных частей: «Кто говорит, что, каким средством, к кому и с каким результатом?»

Модель Лассвелла касается таких актов общения, во время которых коммуникант четко формулирует коммуникативную цель, знает, что он хочет от другого коммуниката, каких изменений позиций или поведения. Коммуникативный процесс при этом рассматривается тоже как одновекторный, однако, опосредствованный акт влияния на коммуниканта, зависимый от пяти факторов общения.

При этом информация может передаваться как вербальными, так и невербальными средствами.

Модель универсальна и помогает взглянуть на пропаганду, как коммуникацию, через совокупность факторов, влияющих на ее эффективность. То есть в частном случае, описывающем пропаганду, модель позволит проанализировать: [12]

1. Источник - коммуникатор. Главные идеи адресанта, цели пропаганды. Control research (Оценка источника). Оценка партии, лидера или института, инициирующего действия по пропаганде.

2. Получатель, коммуникант-адресат. Какова аудиторияпропаганды? Audience research (исследование аудитории).Доходит ли информация до адресата?

Страницы: 1 2 3 4


Рекомендуем к прочтению:

Функции, структура и динамика развития семьи
Любая семья создается с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными. Отражение системы взаимодействия личности и семь ...

Опыт добровольческого движения в Орловской области
Добровольческое движение в Орловской области находится лишь в начале своего развития. Несмотря на это, за последние годы наблюдается серьезный рост притока добровольцев, а также активизация их деятельность. В рамках реализации Концепции ...

Роль телевидения в формировании культуры повседневности студентов
Социальные институты Культура повседневности студентов Программы телевидения Каналы - семья образование СМИ Интернет межличностные отношения - Игра Досуг (отдых) Агрессия (борьба) Труд (учёба) Любовь и сексуа ...