Изучение истории науки помогает расширить и углубить представление о ней. Определенные представления об обществе развивались в течение многих столетий. Развитие учения об общественной жизни можно найти уже в античной философии 4 века до нашей эры. Еще активнее эта проблематика разрабатывалась в Новое время. Но только в 40-х годах 19 в. был впервые использован термин «социология» и выдвинута задача изучения общества на научной основе. Произошло это после опубликования третьего иома важнейшей работы О.Конта «Курс позитивной философии».
Огюст Конт (1798 - 1857) - основатель позитивизма и позитивной социологии. Родился во Франции в семье финансового чиновника. В 1814 г. поступил в Высшую политехническую школу, из которой был исключен за антисинорхизм и республиканские воззрения.
Работал домашним учителем с 1814 по 1824 год и секретарем Сен-Симона. На философские воззрения Конта большое влияние оказали идеи Монтескье и Кондорсе о естественно закономерном развитии общества. Многое он позаимствовал у Сен-Симона.
Термин «позитивный» Конт позаимствовал у Сен-Симона, который определял позитивное как органическое, определенное, точное. Сам Конт «позитивный» определял в 5 смыслах:
1. Реальное - противоположность химерическому.
2. Полезное - противоположность бесполезному.
3. Достоверное - противоположность сомнительному.
4. Точное - противоположность смутному.
5. Положительное - противоположность отрицательному.
Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать. Основные труды О.Конта:
1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах (1830-1842).
2. «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.
3. «Позитивистский катехизис» 1851г.
4. «Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», в 4-х томах (1851-1854г.г.)
Как же конкретно обосновывает О.Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О.Конта это обоснование осуществляется поэтапно, на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях. "Закон трех стадий"
, согласно Конту, прежде всего определяет те этапы, которые проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать окружающий мир.
Первая стадия - теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п. Теологическая стадия - до 1300 года - делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм. Метафизическая стадия охватывает период от 1300 до 1800 года и является переходной - здесь происходит разложение традиционных верований и общественного порядка в результате философской критики (Реформация, Просвещение, Революция). Постепенное рождение "промышленной" ("позитивной") стадии в начале 19 века привело к распространению идей альтруизма, социальности и "позитивной" философии.
Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии - метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.
Рекомендуем к прочтению:
Исторические этапы эволюции теоретического знания в области социальной
работы
Происхождение социальной работы как профессии идентифицируется с возникновением благотворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени ее теоретического обоснования. В ранних теоретических трудах по вопросам социальной работы ...
Чувство национального самосознания
Чувство национального самосознания до недавнего времени существовало только в культурной среде, а общее британское правительство было признано всеми четырьмя народами, за исключением небольшого количества жителей Северной Ирландии. Однако ...
Уречский горпоселковый Дом Культуры.
Горпоселковый дом культуры является основным учреждением по организации досуга детей, подростков, молодёжи и т.д.
На протяжении года в доме культуры работает 11 кружков и объединений из них 7 детских.
Ø Хоровой кружок (руководите ...
|