В области функционируют стационарные учреждения следующих видов: дома - интернаты для престарелых и инвалидов, муниципальные дома-интернаты, психоневрологические интернаты, дома-интернаты для умственно отсталых детей. Однако в моем выступлении будет рассмотрена работа по организации социальной и социально-реабилитационной работы только в муниципальных домах-интернатах, которые имеют свою специфику:
- компактность проживания, что·способствует индивидуальному и дифференцированному подходу к клиентам;
- доброжелательный социально-психологический климат, когда практически все друг друга знают, облегчает социально-психологическую адаптацию лиц пожилого возраста и инвалидов в новых условиях и способствует повышению качества социально-медицинского обслуживания.
Граждане, проживающие в стационарных условиях социального обслуживания, это пожилые люди и инвалиды, представляющие собой своеобразную общность людей; вынужденно объединенных сходными условиями проживания. Жизненная реальность клиентов домов-интернатов, характеризуется признакам и, составляющими понятие «госпиталuзм». К этим признакам относятся:
- монотонный образ жизни;
- ограниченность связей с внешним миром;
- бедность впечатлений;
- скученность, недостаточность жизненного пространства;
- зависимость от персонала;
- ограниченные возможности занятости;
- регламентированность деятельности социального учреждения.
Многолетнее воздействие этой средовой ситуации негативно сказывается на жизнедеятельности клиентов. У них возникают черты, нивелирующие личностные особенности, характеризующие ограничение их интересов и желаний, в результате чего они становятся похожими друг на друга по поведению, по внешней экспрессии. Этот перечень проблем требует проведения мероприятий, направленных на активизацию деятельности инвалидов, восстановление либо формирование их коммуникативной деятельности, социальную адаптацию и реабилитацию, в связи с чем неотъемлемым направлением деятельности стационарного учреждения социального обслуживания является социальная работа, а в настоящее время и социально-реабилитационная работа.
Цель социальной и социально - реабилитацuонной работы - это социальная адаптация лиц пожилого возраста и инвалидов, сохранение и продление социальной активности клиентов, развитие личностного потенциала пожилых людей, предоставление возможности выгодно и приятно проводить свободное время, удовлетворение разнообразных культурно-просветительских потребностей, потребностей в коммуникации и признании, а также пробуждение новых интересов, облегчение установления дружеских контактов, активизация личной активности пожилых людей и инвалидов, формирование, поддержка и повышение их жизненного тонуса.
Главная задача социальной и социально-реабuлитационной работы состоит в том, чтобы связать пенсионера, инвалида, группу с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенного статуса.
Решение данной задачи возможно через:
1)социальную адаптацию и реабилитацию;
2)создание благоприятного социально-психологического климата;
3)развитие двигательной активности клиентов (самообслуживание, посильная трудовая занятость, восстановление утраченных навыков);
4) объединение пожилых людей и инвалидов, желающих общаться,
умеющими и желающими поделиться своими знаниями, умениями;
5) поиск возможностей получить заряд бодрости, вдохновения, настрой на преодоление бытовых трудностей, направить свои знания, опыт на пользу людям, нуждающимся помощи;
6) формирование групп само- и взаимопомощи.
Рекомендуем к прочтению:
Что такое
социальная инфраструктура
Термин инфраструктура вошел в научный лексикон в конце 40-х годов XX века и первоначально означал комплекс вспомогательных сооружений, обеспечивающих успешное взаимодействие различных родов войск. Но уже в 50-х годах ученые обратились к э ...
Исторический процесс с точки зрения синергетики
Синергетика, разрабатываемая представителем брюссельской школы И. Пригожиным (хотя сам термин «синергетика» предложен Г. Хакеном) и другими учеными, изучает процессы самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах. Рассмот ...
Проблемы образования и воспитания
С проблемами позитивной политики О. Конта оказываются органично связанными характеристики образования и воспитания, вне которых осуществление принципов позитивизма становится невозможным. Он говорит в основном о народном образовании, свод ...
|