В вопросе создания комфортных социально - бытовых условий специалиста по социальной работе :
- разрабатывает конкретные предложения о создании комфортных условий в жилых комнатах, холлах, помещениях для отдыха и трудовой деятельности;
- формирует и выявляет потребности у инвалидов в более комфортной окружающей среде;
- обучает инвалидов умению самим создавать комфорт, уют, совершенствовать интерьер;
- реализует совместными усилиями конкретные меры по улучшению комфортных условий для проживания инвалидов.
Организуя и возглавляя данное направление деятельности, специалист по социальной работе выступает и как организатор, и как социальный психолог (изучающий и формирующий потребности инвалидов), и как социальный педагог, обучающий приемам создания комфорта. Следует особо отметить, что комфортные условия быта, уют, чистота, красивый интерьер жилых и других помещений создает надежную предпосылку для успешного проведения реабилитационных мероприятий.
Таким образом, в социально-бытовой адаптации инвалидов роль специалиста по социальной работе, несомненно, занимает ведущее положение. Важно помнить, что для некоторых инвалидов с тяжелыми заболеваниями' иные формы реабилитации (трудовая, профессиональная) могут быть недоступны, и поэтому все реабилитационные мероприятия могут ограничиться социально-бытовой адаптацией (как максимально достижимой), когда человек чувствует себя комфортно и спокойно в новой обстановке, не испытывает тревоги в незнакомой среде.
Другим немало важным моментом в терапии средой является организация досуговой деятельности клиентов.
Роль специалиста по социальной работе в организации досуга инвалидов, (особенно в тех учреждениях, где нет соответствующих специалистов), состоит в осуществлении нескольких этапов:
- изучение (с помощью врача) особенностей состояния здоровья пожилых людей и инвалидов;
- группировка клиентов, создание микросоциальных групп для формирования (восстановления) социальных навыков;
- изучение потребностей проживающих в досуговой деятельности;
- последующая экспертная оценка выявленных потребностей в досуге;
- организация досуга;
- разработка критериев и оценка эффективности досуговой деятельности (оживление эмоциональности, упорядочение поведения, стимулирование интересов, побуждение активности и инициативы и т.д.).
Досуговая деятельность предполагает спонтанное участие человека в соответствии с его потребностями, интересами, установками. То есть, в обычных условиях вид досуга активно выбирает сам человек в меру сформировавшихся потребностей, сложившихся привычек или развивающихся интересов. Для некоторых клиентов следствием длительного пребывания в интернате является распад потребности в досуге. Но, между тем, для большей части проживающих потребность в досуговой деятельности имеется.
В реабилитационных целях важным является то, что в большей степени развивает силы человека та деятельность, которая направлена не на потребление, а на производство материальных и духовных ценностей и отдачу результатов своего труда другим. Поэтому при отборе видов досуговых занятий приоритетным становится их практическая полезность, а развлекательный характер вторичен.
С содержательной точки зрения технологии культурно – досуговой деятельности (социокультурные технологии) включают в себя:
- мероприятия, посвященные государственным, местным, народным, крупным личным датам и событиям (праздники, конкурсы, фестивали);
- художественное творчество (музыкальное, песенное, танцевальное, фольклорное, декоративно-прикладное творчество);
- работа с периодическими изданиями и книжным фондом;
Рекомендуем к прочтению:
Основные аспекты профилактики алкоголизма
Организация первичной профилактики алкоголизма состоит в предупреждении негативного влияния социальной среды, формировании нравственных и гигиенических убеждений, которые исключали бы и вытесняли возможность отклонений в поведении. Первич ...
Научная разработанность. Ольга Александровна Тихомирова. Статья ""Молодежная"
косметика и ее потребители"
Без преувеличения можно сказать – все тинэйджеры желают выглядеть старше своих лет, а о печали, скрытой во фразе "мои года – мое богатство", они могут только догадываться. Чтобы "накинуть" годок-другой, им приходится и ...
Социальная деятельность
и социальные группы. Основные понятия
Активность, деятельность, поведение, социальное действие, мотив, мотивация, интеракция, социальные отношения, группа, квазигруппа, толпа, социальная организация, малая группа, социальная общность, диада, триада, лидер, ингруппа, аутгруппа ...
|