По каждой категории экспертами подсчитывается количество баллов от -10 до +10, далее определяется сумма оценок в целом.
В случае, если количество баллов отрицательное, то существует возможность этнического конфликта, при положительной сумме баллов – этническую ситуацию в регионе, республике, государстве можно оценивать как благоприятную[5].
Представленные в этой главе методики должны использоваться комплексно для получения более полного представления об этнических отношениях в стране. В этом случае будет возможно прогнозирование и раннее предупреждение межэтнических конфликтов.
В дальнейшем должны разрабатываться программы и методы этнологического исследования представляющие специализированный социально-психологический инструмент мониторинга уровня межэтнической напряженности и характера этномобилизациооных процессов. На его основе будет возможна не только текущая диагностика состояния межэтнических отношений и выявлений очагов межэтнической напряженности, но и прогнозирование темпов ее роста и распространения, а также прогнозирование этнических миграций.
Межэтническая напряженность – это многоуровневый и динамический социально-психологический феномен. Межэтническая напряженность является психологической основой дезинтеграционных процессов между народами. Понимание этих процессов необходимо для разработки стратегий предотвращения этнических конфликтов и их регулирования.
Основные положения, описывающие межэтническую напряженность как социально-психологический феномен и раскрывающие психологическую опору этнонационализма и основу дезинтеграционных процессов в полиэтническом обществе, таковы:
Межэтническая напряженность переструктурирует внутриэтнические и межэтнические отношения между народами. Эти трансформации имеют психологическую природу и выражаются в форме этнической границы, разделяющей и дифференцирующей этнические группы. При ведущей роли национальных элит этнические группы перестраиваются изнутри, концентрируя свои усилия на создании и укреплении этнических границ, на основе которых в свою очередь изменяются отношения между народами. По мере роста межэтнической напряженности этнические границы становятся все более искусственными, а вопрос этнокультурного многообразия групп сменяется проблемой развития противоречий между их требованиями.
Главным инструментом, с помощью которого этнической группе удается очертить надежные и заметные границы, является этничность. Это форма социальной идентичности, приобретающая особое значение в полиэтническом обществе в кризисные периоды его развития. В этом случае этничность как центральный поведенческо-мотивационный конструкт этнического самосознания становится важнейшей основой внутригруппового и межгруппового взаимодействия и призмой, через которую преломляется окружающий мир. Выполняя функцию внутриэтнической интеграции, этничность оказывает влияние на развитие дезинтеграционных тенденций в обществе в целом.
Внутри самой группы происходит трансформация отношений на основе усиления солидаризации, этнополитической и этнокультурной мобилизации. Ее способы задаются этнокультурными и этнопсихологическими характеристиками группы и формирующимися на их основе поведенческими структурами этничности.
Через различные формы этнополитической мобилизации происходит переструктурирование в системе межэтнических отношений.
В условиях роста межэтнической напряженности активизируются защитные психологические механизмы этнических групп как самостоятельных и целостных субъектов деятельности. Основа их активизации – нарушение компенсаторной связи между коллективным бессознательным и сознанием. Они выполняют регулятивные и компенсаторные функции в процессе взаимной адаптации групп друг к другу в проблемных ситуациях. Универсальными межкультурными защитными механизмами являются социально-поведенческие механизмы, регулирующие межгрупповое восприятие. Среди них: накопление и устойчивость негативной информации, избирательность восприятия на эмоциональной основе, усиление межгрупповых и уменьшение внутригрупповых различий, генерализация эмоций по этническому критерию, перенос ответственности и вины на другие группы и внешние обстоятельства, недооценка или переоценка различий в культурах, эмоциональная инверсия, негативная проекция.
Рекомендуем к прочтению:
Парадоксы брака
Теория брака проста невероятно. Если бы не 24 векторные пары, работающие исключением, то брачную теорию можно было бы попросту считать примитивной. Однако простота теории не является следствием простоты ее первооткрывателя, она следствие ...
Влияние алкоголя на нравственность человека
Вследствие изменений мозга и центральной нервной системы, а также привычных для алкогольного и питейного климата правил поведения, начинается изменение характера человека: утрачивается способность внимательно выслушивать других, следить з ...
Принципы социологии и специфика социологии культуры
Жестких границ между социологией и культурологией, с одной стороны, и социологией культуры — с другой, фактически никогда не существовало. Общая социология всегда в большей или меньшей мере концентрировалась на проблематике социологии кул ...
|