История благотворительности Вятского края. Знаменитые благотворители Вятского края
Страница 1
Материалы и статьи » Работа общественных объединений и благотворительных организаций на территории Кировской области » История благотворительности Вятского края. Знаменитые благотворители Вятского края

Благотворительность, как форма помощи неимущим имеет в России давнюю традицию. В Древней Руси и до конца XVII в. дело призрения бедных находилось в руках церкви и монастырей, где возникали богадельни. Затем подробный план призрения был разработан Петром I, но он не был осуществлён из-за скорой смерти царя. До Екатерины II на государственном уровне этим делом никто не занимался, вернее, общественное призрение неразрывно было связано, прежде всего, с церковью, а со времени правления Екатерины II создавались светские благотворительные учреждения. Впервые в России учреждаются воспитательные дома и приюты.

Новым этапом в развитии благотворительности явился XIX век, когда она стала приобретать более широкий частный и общественный характер и стала проводиться во всех губерниях и регионах, расширяя свои функции от помощи бедным до строительства храмов и культурно- просветительских учреждений. Источниками средств на благотворительную деятельность, кроме государственных ассигнований, были проценты с капиталов, доходы с заведений, кружечные сборы, но главным образом пожертвования богатых людей.

Так, более чем полувека назад город Малмыж Кировской области приобрел известность почти в мировом масштабе. В первой половине ΧΧ в.в городе Тяньцзине купеческая вдова Евдакия Александровна Батуева оставила завещание, по которому все наследственное имущество и капиталы в день десятой годовщины ее смерти должны отойти городу Малмыжу Вятской губернии.

Если совсем точно, деньги завещал ее муж - Михаил Дмитриевич, – это он был уроженцем Малмыжа. Еще до революции Батуевы уехали в Китай, где стали богатыми людьми, владельцами чайных плантаций.

Их приемная дочь, Нина Роксдейл, подала в китайский суд иск с требованием признать завещание недействительным. Городской совет Малмыжа начал судиться с нею. В итоге длительных судебных разбирательств было вынесено решение: разделить наследственное имущество пополам. На завещанные деньги в Малмыже надлежало построить богадельню для престарелых и ремесленное училище для сирот. Сейчас в доме, построенном на «батуевские миллионы», размещается психоневрологический интернат.

Благотворительное движение в Вятской губернии развивалось, опираясь на многовековой опыт российской филантропии и милосердия. И в тоже время благотворительная деятельность на Вятке имеет свои особенности. Одна из них – преобладание купеческой благотворительности, другая заключалась в специфике деятельности местных благотворителей: «ни одно существовавшее в России благотворительное общество не ставило перед собой такой практической и полезной задачи, как Вятское, а именно – искоренение нищенства». Основанное в 1873 г. при активном участии местных купцов Вятское благотворительное общество с самого начала стало крупнейшим региональным центром социальной помощи и защиты бедных. Широкое развитие благотворительности в Вятском регионе наблюдается в конце XIX – начале XX в. В его ведении находились практически все известные благотворительные учреждения губернского центра - Прозоровский ремесленный приют, Убежище для вдов и девиц, Дом призрения малолетних детей, Дом трудолюбия, Ночлежный приют и так далее, спасавшие бедное население от голода и гибели.

Деятельность общества была весьма многогранной. Это и назначение ежемесячных или единовременных пособий бедным, и оказание помощи больным, и внесение платы за обучение, в том числе и в гимназиях, и содержание детей - сирот, людей пожилого возраста. Целенаправленность и желание помочь как можно большему числу нуждающихся проявились в разделении обществом города на участки, которыми заведовали специально избираемые попечители. Последние собирали пожертвования, выявили на своих участках обездоленных и решали вопросы об оказании им помощи. Самые крупные пожертвования в г. Вятке делали купцы Я.А. Прозоров, Н.И. Сырчев, Т.Ф.Булычев и др., чьи благотворительные дела поражали своими масштабами. Я.А. Прозоров, например, отдал под благотворительные учреждения пять домов и ежегодно выделял 10% прибыли, пожертвований благотворительному обществу, (-было до 1600 руб. ежегодно), что составляло почти половину ежегодного дохода общества. Каждую неделю из его конторы выдавались нещим деньги и мука. На средства этого купца был перестроен Зимний храм Владимирской церкви. Заботу этого купца бедные ощущали даже после смерти Я.А. Прозорова, поскольку он завещал благотворительному обществу целый квартал своих построек - каменных домов, лавок, жилых и нежилых строений и земель.

Страницы: 1 2


Рекомендуем к прочтению:

Особенности питания.
Правильная организация питания имеет большое значе­ние для развития любого организма. Нормальный рост и развитие человека зависят в первую очередь от того, насколь­ко его организм обеспечен необходимыми питательными ве­ществами. При орган ...

Этические аспекты проведения онлайн фокус-групп
Скорость, легкость и экономичность получения данных сделали онлайн исследования такими привлекательными для специалистов. Однако этическая сторона проблемы проведения фокус-групп никуда не исчезла, а потому старые этические нормативы и пр ...

Культура как фактор социальной регуляции
Изучение концепций, теорий социологии культуры позволяет выявить важнейшие элементы культурного воздействия на социальный процесс. Содержательными элементами культуры как фактора социокультурной регуляции являются обычаи, нормы, ценности, ...