Нравственно-духовные качества личности социального работника
Страница 4
Материалы и статьи » Этика социально-педагогической деятельности » Нравственно-духовные качества личности социального работника

Адекватность самооценки необходима социальному работнику в его повседневной практической деятельности. Специалист, работающий с населением в сфере социальной защиты, осуществляет жизненно важные для всего общества функции. Однако при этом он не должен терять чувства реальности и переоценивать свои способности и возможности: завышенная самооценка приведет к самоуверенности и высокомерию, а самоуверенность, в свою очередь, повлечет за собой ошибки, негативно скажется на эффективности деятельности.

Не менее опасна и заниженная самооценка социального работника: неверие в свои силы и возможности отрицательно скажется не только на результатах деятельности, но и на состоянии клиента, на общественном мнении о системе социальной защиты в целом.

Терпение необходимо социальному работнику, поскольку он работает с различными клиентами, многие из которых трудны в общении. Такие трудности могут быть вызваны как возрастными характеристиками клиента (например, ослабление памяти), так и эмоциональными (например, раздражительность).

Социальный работник должен быть терпелив с каждым, должен быть готов выслушать бессвязный рассказ или несколько раз повторить одно и то же, должен иметь терпение выслушать эмоционального клиента, даже если эти эмоции беспричинно направлены на социального работника. Для него главное – дать клиенту высказаться по проблеме, снять отрицательные эмоции и направить разговор в конструктивное русло, чтобы получить и передать информацию в полном объеме, добиться понимания и вызвать мотивацию к совместной деятельности.

Коммуникабельность – важнейшее качество социального работника. С общения начинается его знакомство с клиентом, общением работа заканчивается. От коммуникативной способности социального работника во многом зависит успех его деятельности, потому что именно в процессе общения он узнает о проблемах клиента, его надеждах и ожиданиях, вырабатывает план совместных действий по решению проблемы и обсуждает ход его выполнения и результаты. В ходе общения могут открыться изменившиеся обстоятельства клиента, что позволит внести коррективы в работу, сделать ее более продуктивной.

В общении с коллегами социальный работник перенимает и распространяет опыт работы, обсуждает общие проблемы и решает волнующие его вопросы, в общении с представителями других государственных и негосударственных учреждений и организаций решает вопросы, необходимые для нормального функционирования и развития социальной службы.

Оптимизм. Социальная работа является одной из самых трудных профессий, поскольку социальный работник, в какой бы службе он ни работал, чаще всего видит людей несчастных, обездоленных, обремененных множеством проблем. И он знает, что далеко не все проблемы можно решить – и по объективным причинам, и по субъективным.

Вместе с тем социальный работник несет людям помощь, хотя бы частичное облегчение их страданий, а следовательно, и добро – и это обстоятельство служит источником его оптимизма. Специалисту, постоянно видящему человеческие страдания, трудно сохранять оптимизм, веру в справедливость и торжество добра, однако это необходимо, так как помимо материальной, бытовой и любой другой помощи, социальный работник должен нести людям радость, надежду и веру в лучшее, а это невозможно осуществить, если сам он не имеет ни веры, ни надежды.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению: