Нравственно-духовные качества личности социального работника
Страница 1
Материалы и статьи » Этика социально-педагогической деятельности » Нравственно-духовные качества личности социального работника

Нравственное поведение социального работника определяется вполне конкретными нравственными и духовными качествами его личности.

Честность – качество, обязательное для социального работника. Умение специалиста говорить правду необходимо и в большом, и в малом. Социальный работник должен говорить правду о положении клиента, о возможности решать его проблемы, о тех затруднениях, которые возникают в работе, о совершенных ошибках.

Однако честность должна проявляться не только на словах – честным надо быть и на деле. Социальный работник не имеет права обмануть ожидания клиента, если сам связал себя обещанием помочь. Если по объективным причинам социальный работник не уверен в желаемом исходе деятельности, он должен сообщить о своих сомнениях клиенту, чтобы не порождать несбыточных надежд и не вызывать впоследствии нареканий в свой адрес. Однако если он, продумав план действий, дал слово клиенту, то должен свое слово сдержать.

Совесть социального работника проявляется как чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии со своими личными представлениями о добре, благе и справедливости и содержит в себе как рациональные, так и эмоциональные компоненты. Совесть как качество личности является индивидуализированной формой отражения требований к ней общества и профессиональной группы.

Совесть выполняет функцию регулятора поведения, побуждая человека к творческим поискам решения и предостерегая его от чисто формального подхода к выполнению моральных и профессиональных норм. Когда ситуация (совокупность условий, внешних или внутренних по отношению к личности) оказывается достаточно сложной и нестандартной, совесть индивида подсказывает ему верное решение.

Объективность. Социальный работник – человек, и полностью исключать человеческий фактор в его взаимоотношениях с клиентом невозможно; однако при оценке проблем клиента и его качеств социальный работник должен соблюдать объективность, отрешившись от собственных эмоций. В противном случае он может, переоценив клиента, потребовать от него невозможного; недооценив его, – настроить клиента на работу "с прохладцей", вызвать у него желание вне зависимости от личного потенциала решить свои проблемы целиком за счет усилий работников социальной защиты, что, безусловно, не пойдет на пользу ни самому клиенту, ни обществу, ни социальному работнику.

Объективно должна оцениваться необходимость помощи группы клиентов – социальный работник не имеет права недооценивать или переоценивать всей совокупности обстоятельств каждого из клиентов и принимать решение об оказании преимущественной помощи одному в ущерб интересам другого без достаточно веских на то оснований.

Справедливость должна постоянно присутствовать во взаимоотношениях социального работника с клиентами, их близкими и с коллегами. Социальный работник может иметь свои симпатии и антипатии, но они не должны сказываться на качестве его работы с различными клиентами; какие бы чувства клиент ни вызывал у социального работника, отношение всегда должно быть ровным, доброжелательным и внимательным, а его проблемы должны оцениваться адекватно. Симпатичен клиент социальному работнику или вызывает антипатию – это не должно отразиться на количестве и качестве тех благ и услуг, которые клиенту необходимо предоставить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Основные стереотипы: взгляд со стороны. Исторический аспект
Наиболее сильными чертами имиджа Соединенного Королевства являются традиции, история этой страны. Они вызывают и положительное, и отрицательное отношение к Великобритании, являясь одновременно и сильной, и слабой ее стороной. Исторически ...

Мотивация и направления профессиональной мобильности ученых в условиях перехода к рыночным отношениям
Для современной эпохи характерна высокая профессиональная мобильность ученых. Благодаря мобильности осуществляется постоянная перестройка исследовательского фронта, обеспечивающая кадрами новейшие направления исследований. В то же время м ...

Отличительные особенности британца. Английский характер. Истинный джентльмен
Нынче в моде хорошие манеры, благородные предки, Английский клуб, дорожные кепи и саки. Приятно ощутить себя джентльменом в чем-то твидовом. На самом деле ходячий образ английского джентльмена - не более, чем миф. Слово gentleman, как и ...