Источником оптимизма социального работника является убежденность в возможности социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимизма у социального работника не только "заражает" клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки изменить положение к лучшему, то есть делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.
Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.
Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнением о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым увеличить свой личностный потенциал и социальную активность.
Эмпатия (от греч. empatheia – "сопереживание") – постижение эмоционального состояния, проникновение ("вчувствование") в переживания другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.
Клиент социальных служб – это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Но за рамками данного определения оказались такие характеристики клиента, как его негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания.
Уже при первой встрече с клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента: он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, и это ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом.
Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда может выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.
Рекомендуем к прочтению:
Теория общественного договора Жан-Жака Руссо
Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков ...
Демография - главный национальный проект России
Нынешний кризис уже четвертый в стране с начала ХХ века. Однако следует понимать, что его причины качественно отличаются от тех, которые привели к трем предыдущим. Ведь два самых тяжелых демографических провала в России пришлись на период ...
Кризис социализации молодого поколения: причины и пути преодоления
Формирование социального облика современной молодежи - результат непрерывной деятельности людей на протяжении многих исторических эпох. В мире молодежь составляет значительную часть населения и играет определенную роль в решении важных со ...
|