Нравственно-духовные качества личности социального работника
Страница 5
Материалы и статьи » Этика социально-педагогической деятельности » Нравственно-духовные качества личности социального работника

Источником оптимизма социального работника является убежденность в возможности социальной справедливости, способности человека к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Отсутствие оптимизма у социального работника не только "заражает" клиента безысходностью, но и делает нецелесообразными всякие попытки изменить положение к лучшему, то есть делает социальную работу бессмысленной тратой времени и средств. С учетом того обстоятельства, что от настроя социального работника во многом зависит и активность клиента, оптимизм может считаться одной из основных черт личности социального работника.

Сила воли всегда необходима социальному работнику в его практической деятельности. Сознательная волевая нацеленность на выполнение объективно необходимых действий, способность не отступать перед препятствиями, возникающими в процессе деятельности, и доводить начатое дело до конца являются качествами, развивающимися в результате накопления опыта работы и осознания профессионального долга, преодоления самого себя, своей слабости.

Сила воли необходима социальному работнику не только для того, чтобы преодолеть себя, но и для того, чтобы преодолеть пассивность клиента, обусловленную его неуверенностью в себе, разочарованностью в своих силах и возможностях, сложившимся в его сознании мнением о себе как о неудачнике, неспособном успешно функционировать во враждебном социуме. Именно сила воли социального работника может заставить клиента вновь поверить в себя, преодолеть слабость и неверие в собственные силы, активно подключиться к деятельности и тем самым увеличить свой личностный потенциал и социальную активность.

Эмпатия (от греч. empatheia – "сопереживание") – постижение эмоционального состояния, проникновение ("вчувствование") в переживания другого человека. Способность к эмпатии в форме сопереживания и сочувствия является необходимой чертой личности социального работника и во многом определяется его умением поставить себя на место клиента. Это качество развивается по мере накопления специалистом жизненного и профессионального опыта.

Клиент социальных служб – это человек или группа лиц, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Но за рамками данного определения оказались такие характеристики клиента, как его негативный эмоциональный настрой, растерянность, угнетенное состояние, потребность в утешении, понимании. Практика показывает, что, обращаясь за помощью в социальные службы, клиент в первую очередь ищет сочувствия, сострадания, сопереживания.

Уже при первой встрече с клиентом социальный работник вольно или невольно демонстрирует свои способности сопереживать чужому горю. Никакое вежливое внимание не сможет обмануть клиента: он интуитивно почувствует равнодушие и фальшь, и это ранит его. Подлинное сочувствие и сострадание всегда будут оценены клиентом.

Результаты многочисленных исследований говорят о том, что наибольшим успехом у клиентов пользуется не тот социальный работник, кто профессионально выполняет свои обязанности, но при этом остается равнодушным к клиентам, а тот, кто всегда может выслушать и посочувствовать, даже если он выполняет свои обязанности не так профессионально.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Рекомендуем к прочтению:

Синхронные онлайн фокус-группы
Синхронные формы онлайн коммуникации весьма разнообразны и развиваются в геометрической прогрессии. В отличие от асинхронных видов, здесь появляется возможность использовать не только текст, но и графические изображения. И это не единстве ...

Приложения
Приложение 1 Всемирная декларация добровольчества Добровольчество – фундамент гражданского общества.Оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости.В нашу эру глобализации и постоянных перемен мир станови ...

Религия как социальный институт
Чтобы раскрыть содержание вопроса «Религия как социальный институт», необходимо прежде всего отметить, что религия является одним из самых древних социальных институтов. Социолог относится к религии как к социальному явлению, старается по ...