Иногда такое происходит вследствие волюнтаризма законодателей, когда официально закрепленные нормы нарушают функционирование системы.
Это, например, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по продаже алкоголя.
Это также попытка некоторых теоретиков оправдать взяточничество (конец 80-х - начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.
Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму
.
Однако социальные системы под воздействием внешних и внутренних процессов изменяются.
Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы.
Только отклонение от них дает возможность выйти из затруднительного положения.
Проходит время и отклонение превращается в норму, норма - в отклонение.
Теперь непосредственно переходим к анализу девиантного, т. е. отклоняющегося, поведения
.
Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства.
Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления.
Об этом ниже.
Сейчас обратим внимание на то, что девиантность - оценочное понятие
.
Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом.
Представления людей о «позитивном» и «негативном» не являются постоянными величинами.
Они меняются как во времени, так и в пространстве.
Изменения во времени
означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую - как негативный.
Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества.
Сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.
Изменения в пространстве
необходимо рассматривать в контексте культур.
Изменения в физическом пространстве
касаются различия культур народов.
Например, американский социолог Н. Смелзер утверждает, что
- в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной,
- в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения,
- в Париже - легальная и не вызывает осуждения.
Различие оценок девиантности в социальном пространстве
понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество.
Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.
Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные.
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
Тот, кто не ест слишком много
не превратится в лентяя.
Врата мудрости никогда не запираются.
Б. Франклин.
Практически все знают, что голодание- сильный оздоровительный метод. Но он не терпит ошибок. Безграмотное голодание недопустимо ...
Из истории
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества.
Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеции, М.В. Ломоносов, ...
Религиозные конфессии на территории Беларуси
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии.
Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречи ...
|