Социальная норма и девиантное поведение
Страница 2
Материалы и статьи » Девиантное поведение » Социальная норма и девиантное поведение

Иногда такое происходит вследствие волюнтаризма законодателей, когда официально закрепленные нормы нарушают функционирование системы.

Это, например, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по продаже алкоголя.

Это также попытка некоторых теоретиков оправдать взяточничество (конец 80-х - начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.

Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму

.

Однако социальные системы под воздействием внешних и внутренних процессов изменяются.

Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы.

Только отклонение от них дает возможность выйти из затруднительного положения.

Проходит время и отклонение превращается в норму, норма - в отклонение.

Теперь непосредственно переходим к анализу девиантного, т. е. отклоняющегося, поведения

.

Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства.

Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления.

Об этом ниже.

Сейчас обратим внимание на то, что девиантность - оценочное понятие

.

Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом.

Представления людей о «позитивном» и «негативном» не являются постоянными величинами.

Они меняются как во времени, так и в пространстве.

Изменения во времени

означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую - как негативный.

Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества.

Сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.

Изменения в пространстве

необходимо рассматривать в контексте культур.

Изменения в физическом пространстве

касаются различия культур народов.

Например, американский социолог Н. Смелзер утверждает, что

- в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной,

- в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения,

- в Париже - легальная и не вызывает осуждения.

Различие оценок девиантности в социальном пространстве

понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество.

Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.

Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные.

Страницы: 1 2 


Рекомендуем к прочтению:

Выводы
Тот, кто не ест слишком много не превратится в лентяя. Врата мудрости никогда не запираются. Б. Франклин. Практически все знают, что голодание- сильный оздоровительный метод. Но он не терпит ошибок. Безграмотное голодание недопустимо ...

Из истории
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключе­вая категория, поскольку здоровье является необходимым ус­ловием не только развития и роста, но и выживания общества. Ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеции, М.В. Ло­моносов, ...

Религиозные конфессии на территории Беларуси
В Беларуси традиционно существуют христианские (православие, католичество, старообрядчество, протестантизм) и нехристианские (ислам, иудаизм) конфессии. Девяностые годы ХХ столетия в Беларуси были отмечены бурными, сложными и противоречи ...