Иногда такое происходит вследствие волюнтаризма законодателей, когда официально закрепленные нормы нарушают функционирование системы.
Это, например, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по продаже алкоголя.
Это также попытка некоторых теоретиков оправдать взяточничество (конец 80-х - начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.
Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму
.
Однако социальные системы под воздействием внешних и внутренних процессов изменяются.
Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы.
Только отклонение от них дает возможность выйти из затруднительного положения.
Проходит время и отклонение превращается в норму, норма - в отклонение.
Теперь непосредственно переходим к анализу девиантного, т. е. отклоняющегося, поведения
.
Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства.
Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления.
Об этом ниже.
Сейчас обратим внимание на то, что девиантность - оценочное понятие
.
Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом.
Представления людей о «позитивном» и «негативном» не являются постоянными величинами.
Они меняются как во времени, так и в пространстве.
Изменения во времени
означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую - как негативный.
Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества.
Сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.
Изменения в пространстве
необходимо рассматривать в контексте культур.
Изменения в физическом пространстве
касаются различия культур народов.
Например, американский социолог Н. Смелзер утверждает, что
- в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной,
- в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения,
- в Париже - легальная и не вызывает осуждения.
Различие оценок девиантности в социальном пространстве
понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество.
Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.
Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные.
Рекомендуем к прочтению:
Жизненный цикл семьи
Семейный цикл жизни может строиться по различным критериям, но при их отборе следует учесть, что это именно цикл, т.е. должна быть отражена повторяемость, регулярность семейных событий (точнее говоря: цикличность обнаруживается при смене ...
Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся
без попечения родителей, и лиц из их числа
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые госуд ...
Социальная и социально-реабилитационная работа
3 наиболее востребованные пожилыми людьми блока работы:
Для успешной социальной реабилитации лиц пожилого возраста независимо от места проживания - в домах – интернатах либо в домашних условиях важнейшее значение имеет отношение работн ...
|