Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Страница 6
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Возникновение и развитие социологии ХIХ века

Г. Спенсер, английский философ и социолог, основатель органической школы социологии, разделил позиции О. Конта и положил в основу социологии идею эволюции. Его труды "Социология как предмет изучения", "Основы социологии" и другие. Спенсер рассматривал общество как целостный организм, сравнивая его с биологическим организмом, описывая его как некое целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. В дальнейшем Г. Спенсер развивал "теорию естественного отбора", предложенную Ч. Дарвиным, но применительно к общественному организму. Идея эволюции Герберта Спенсера основывалась на научных фактах и данных, а эволюционизм распространяется на все без исключения явления и процессы в природе и обществе - космические, химические, биологические, социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а, следовательно, эволюции.

В системе социологи Герберт Спенсер рассматривает эволюцию как единство двух взаимосвязанных процессов - интеграции, когда объекты переходят от состояния однородности к разновидности, когда объект содержит в себе разнообразные или неоднородные элементы. Общество возникает как объединение людей в связи с ростом численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные, из которых вырастают провинции, королевства, империи. Бывают и иные пути интеграции в обществе. Везде эволюция проходит одинаково три различные фазы: неорганическую, органическую и сверх органическую. Фазы - основные этапы эволюции, изменяющие друг друга, происходят определенные периоды развития. Изменения космических систем есть развитие неорганических эволюций, а возникновение растительного и животного мира - органическая эволюция, а появление человека и общества - сверхорганическая эволюция.

В процессе развития общества появляются новые его структурные единицы, усиливается социальное расслоение, взаимосвязь явлений и выживает тот социальный организм, который лучше приспособлен к жизни. В последствии этот подход был назван "социальным дарвинизмом".Г. Спенсер считал, что:

Во-первых, общество и организмы в отличие от неорганической природы, растут и развиваются.

Во-вторых, процессы роста общества и организмов сопровождаются увеличением сложности их органов и частей.

В-третьих, в общественных и живых системах прогрессивная дифференциация структуры сопровождается усложнением и дифференциации их функций.

В-четвертых, в ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур.

В-пятых, в случае расстройства жизнедеятельности общества или организма отдельные их части могут определенное время продолжать существовать самостоятельно.

Аналогия общества с живым организмом позволила Г. Спенсеру выделить внутри общества три различные подсистемы:

1. поддерживающую

2. обеспечивающую производство источников питания (экономика)

3. распределительную, определяющую взаимосвязь между отдельными частями общества и основанную на разделении труда, и регулирующую, обеспечивающую подчинение отдельных частей целому (государственная власть).

Анализируя социальную структуру общества, Г. Спенсер выделил шесть типов социальных институтов: родства, образования, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он впервые ввел в научный оборот термины: социальная система, социальный контроль, социальный институт, структура и функция. В рамках позитивистского направления возникли и так называемые концепции одного фактора. Они объясняли общественную жизнь через какой-то один фактор, который они считали главным в общественном развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Рекомендуем к прочтению:

Теоретическая подготовка молодежи к брачно-семейным отношениям
Проблема теоретической подготовки молодых людей к брачно-семейным отношениям как бы синтезирует различные аспекты воспитания, прежде всего, нравственного, правового и физического и имеет особый психологический смысл. В современных услови ...

Типология социальной политики: многообразие подходов
Социальную политику можно типологизировать по пяти критериям (основаниям), не претендуя на всеобъемлемость, строгость и бесспорность предложенной классификации: - ценностные ориентации; - степень своевременности принятия государственных ...

Логический анализ (интерпретация) и операциональное определение основных понятий
Культура повседневности студентов - мир повседневной жизни и повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной и культу ...