Возникновение и развитие социологии ХIХ века
Страница 7
Материалы и статьи » Становление и развитие социологии в XIX веке » Возникновение и развитие социологии ХIХ века

Самые интересные элементы эволюционной теории Герберта Спенсера связаны с анализом "сверхорганической экологии" и относятся к обществу. Преобразуя однородные в неоднородные эволюция обуславливает появление Солнечной системы, планет, в частности Земли, лежит в основе органической эволюции достигает стадии сверхорганической с появлением человека. Обществу - продукту эволюции свойственна разнородность массы и координация взаимодействия между составными элементами. Каждый последующий этап эволюции словно "снимает" самые существенные черты предыдущего в измененной форме, сохраняет в себе. Естественно, первобытное общество - продукт неорганических, биологических и психологических факторов эволюции, возникает вследствие новых процессов разнородности и интеграции.

Первобытное общество - простое и однородное. Но впоследствии возникают новые социальные функции, происходит разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций и т.п. Вот почему Герберт Спенсер высоко ценит идеи Огюста Конта о связи социологии с биологией и ее зависимость от нее. Социальный организм им рассматривается как биологический. Постепенно познавая законы собственной деятельности человечество способно и предвидеть в исторически ограниченных пределах пространства и времени возможные результаты. На основе знания закономерностей общественных и в том числе производственных отношений и вопреки им человек может активно вмешиваться в процесс развития и управления ими. Но в масштабах всего общества такое регулирование одновременно невозможно. Насилие ж в построении новых отношений оказывается не повивальной бабкой, а грабарем. Общество не имеет главных и второстепенных элементов; их нельзя свести к нескольким определяющим, а остальные второстепенным. Это четко прослеживается тогда, когда общество не сводят к диалектике производственных сил и производственных отношений, базису и надстройке, классовым антагонизмам, а понимают его как специфическую форму общественного бытия - как культуру, отличающую мир человека от мира природы. И в культуре, и в обществе нельзя выделить главные и второстепенные элементы, игнорируя остальные потому, что все элементы есть частицею целого и в своем взаимодействии и взаимосвязи образуют социальный организм - общество. И здесь Герберт Спенсер имеет большие преимущества нежели Маркс и Ленин со своими диалектическими революционными скачками.

Органистская школа в социологии - направление в Западной социологии конца ХIX - начала ХХ ст., рассматривавшая общество как аналог природного организма, а социальную жизнь объясняет через непосредственную проекцию биологических закономерностей. Органистская школа имела глубокие корни в истории - сравнение общества с организмом использовалось многими исследователями, философами (Платон, Гоббс, Конт, Спенсер и др.) В отличие от предшественников, сторонники органистской школы (Павел Лилиенфельд в России, Альберт Шеффле в Германии, Рене Бормс и Альфред Эспинас во Франции и др.) утверждали, что общество и есть организм; занимались поиском все новых аналогий между обществом и организмом. По мнению Павла Лилиенфельда, торговля выполняет в обществе те же функции, что и кровообращение в организме, а функции правительства аналогичны функциям головного мозга. Альберт Шеффле анализировал экономическую жизнь в обществе как прямую проекцию обмена веществ в организме, используя понятие социальное тело и т.п. Характерными чертами раннего позитивизма выступают: натурализм, органицизм, эволюционализм и феноменализм. Общество исследовалось не столько в динамике, сколько в статике - как система состояния равновесия.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Рекомендуем к прочтению:

Деятельность Республиканской службы реабилитации участников локальных вооруженных конфликтов и боевых действий
В соответствии с Указом Президента Республики Башкортостан № УП-70 от 4 февраля 1997 года «О социальной защите военнослужащих, участвовавших в вооружённом конфликте в Чеченской Республике» и решением Государственного комитета Республики Б ...

Групповая психология и теория подражания
В конце 19 века становится все яснее, что ни психология индивида, ни абстрактный «народный дух» не способны дать ключ к пониманию социальных явлений. Следовательно, вырос интерес к изучению группового массового поведения и тех психологиче ...

Общая модель деятельности социального работника в индивидуальной работе со случаем
Общая модель действий социального работника в индивидуальной работе со случаем может быть представлена в следующем виде: 1-я стадия: Установление первичной связи и потребности клиента в изменениях (начальная стадия процесса) Это первый ...