Национально-этническое развитие Беларуси
Страница 1

Республика Беларусь — это государство, в котором, по данным переписи населения 1989 года, 22,1 % населения, т. е. каждый пятый гражданин, являлся представителем "нетитульных" национальностей. Всего в 1989 году (включая белорусов) в республике проживали представители 123 национальностей.

Наиболее многочисленными (с численностью свыше 10 тыс. чел.) являлись 6 национальных меньшинств: русские (1342,1 тыс. чел., 13,3 % от общей численности населения), поляки (417,7 тыс. чел., 4,1 %), украинцы (291 тыс. чел., 2,9 %), евреи (112 тыс. чел., 1,1 %), татары (12,5 тыс. чел., 0,13 %), цыгане (10,8 тыс. чел., 0,11 %). 11 национальных меньшинств (азербайджанцы, армяне, грузины, казахи, латыши, литовцы, молдаване, мордва, немцы, узбеки, чуваши) насчитывали от 1 до 10 тыс. человек. Остальные 105 национальных меньшинств составляли менее 1 тыс. человек, но большинство из них крайне немногочисленны — до нескольких десятков человек.

Представители национальных меньшинств проживают по всей территории республики, в основном в городских поселениях. Компактное проживание имеет место у поляков, литовцев, татар в западных и северо-западных регионах республики, в т. ч. в сельской местности.

Большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию Беларуси в ХХ веке, в основном после 1944 года. В то же время, поляки, евреи, литовцы, русские, цыгане уже многие столетия проживают на землях Беларуси и наравне с белорусами являются "коренными" этносами.

Описывая демографические характеристики национальных меньшинств, следует отметить, что история и характер их расселения в значительной степени влияет на положение, статус их представителей в белорусском обществе. Подавляющее большинство представителей национальных меньшинств переселилось на территорию республики в советское время в результате миграции послевоенного времени высококвалифицированных специалистов "городских" профессий, что позволило им практически сразу занять высокие статусные позиции в белорусском обществе. У большинства национальных меньшинств доля лиц, занимающихся интеллектуальным и административно-управленческим трудом, значительно выше, чем у "коренного населения", т.е. белорусов, поляков, цыган и других, значительная часть которого проживает к тому же в сельской местности. Например, свыше 9 % украинцев работали в 1989 году в органах управления, хотя их доля в общей численности населения составляла 2,9 %.

Уровень образования представителей большинства национальных меньшинств, переселившихся в Беларусь в советское время, также выше, чем у "коренных" национальных меньшинств, веками проживающих на белорусской земле, и у "титульной" нации. Таким образом, важно отметить, что представители национальных меньшинств занимают высокие и престижные позиции в белорусском обществе.

До настоящего времени прослеживается четкая тенденция увеличения доли национальных меньшинств в населении республики. В 1999 году была проведена очередная перепись населения, которая позволила уточнить его национальный состав, подвергшийся за последнее десятилетие значительным изменениям в результате интенсивных миграций. В частности, миграционными службами Республики Беларусь зарегистрировано свыше 35 тыс. лиц, претендующих на статус беженца.

Характеризуя ситуацию, связанную с положением национальных меньшинств в Беларуси, необходимо отметить ее стабильность и уникальность, что выражается в отсутствии каких-либо столкновений и конфликтов на этнической, расовой и конфессиональной основе, в единстве этнических и конфессиональных составляющих белорусского общества, равенстве религиозных и национальных групп. Республика Беларусь является одной из немногих республик бывшего СССР, в которой не было зафиксировано ни одного межнационального или межконфессионального конфликта.

Межнациональное согласие в белорусском обществе объясняется менталитетом граждан страны, историческими традициями мирного межэтнического взаимодействия, давними и прочными связями между этническими группами, проживающими на территории Беларуси. Одним из самых важных факторов межнациональной стабильности является четкая и последовательная политика государства в данной сфере общественной жизни.

В Беларуси созданы довольно комфортные условия для сохранения и развития культуры и языка национальных меньшинств, деятельности их организаций и учреждений культуры и образования, что подтверждается мнением большинства их лидеров, а также авторитетных зарубежных экспертов.

Кроме того, согласно материалам научных исследований, проведенных на протяжении десятилетия, подавляющее большинство граждан страны не учитывает в своей повседневной жизнедеятельности национальных и религиозных факторов, значительная их часть вообще не интересуется такими вопросами, не придает им никакого значения. Для подавляющего большинства граждан национальная принадлежность не имеет значения при выборе друзей и знакомых, при выборе супруга, на работе и в иных случаях повседневного взаимодействия с другими людьми. Только 4,5 % опрошенных в 1997 году отметили, что испытывают дискриминацию в некоторых ситуациях, из них только 1,5 % отмечали дискриминацию по национальному признаку. Важно отметить и такой факт: для подавляющего большинства молодых белорусов лозунг "Беларусь — только для белорусов" неприемлем.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Объект социологического исследования.
В зависимости от целей, темы и проблемы исследования определяется объект изучения. В этом качестве выступает группа или общность людей, социальный институт, социальное явление, любая область социальной действительности. Что же представл ...

Условия эффективности профессиональной подготовки персонала крупной компании
В современной научной литературе достаточно много внимания уделяется проблемам профессиональной подготовки персонала. На основе значительного количества определений понятия «профессиональная подготовка» сформировалось относительно сходное ...

Семья как социокультурная среда воспитания. Семья как социальный институт
Семья как древнейший институт человеческого общества прошла сложный путь развития - от родоплеменных форм общежития, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через большую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколений, к ...