При использовании метода «неколичественного» контент-анализа, где задача состоит в обнаружении хотя бы единичного появления определенной категории, в качестве основных категорий при анализе сообщений выступают [47]:
– концепция (замысел, содержание образа);
– стратегия (цель и средства ее достижения);
– ценностное содержание (апелляция к конкретным ценностям и потребностям аудитории);
– соотношение информационного и эмоционального компонентов сообщения;
– потенциальная аудитория (направленность сообщения, образ адресата).
Представленность этих категорий определяется с помощью подсчета формальных индикаторов содержания объявлений и сообщений, таких как оценочные прилагательные, количественные и исторические факты, образы людей, общекультурные символы и др.
Этапы применения контент-анализа.
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа [40, 47].
1. Первый этап
Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение:
– заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы)
– один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты);
– заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент);
– сопоставимый размер сообщений (минимальный объем или длина)
– частота появления сообщений,
– способ распространения сообщений;
– место распространения сообщений;
– время появления сообщений.
При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего.
2. Второй этап
Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации.
3. Третий этап
Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа:
– она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение;
– она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений;
– она должна легко идентифицироваться;
– число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку.
4. Четвертый этап
Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:
Рекомендуем к прочтению:
Технические средства реабилитации
Автомобили, кресла – коляски, протезно – ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающая аппаратура, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или субпереводом… Это далеко не весь перечень технических ср ...
Активизация ресурсов и основные направления работы по снижению
дискриминации ВИЧ-инфицированных со стороны общественности. Роль
местных органов власти и СМИ в снижении дискриминации ВИЧ-инфицированн
Стратегия борьбы с дискриминацией обуславливает усиление работы местных органов власти и средств массовой информации. Роль СМИ в изменении сознания общества очень значительна, и использование их возможностей является очень важным инструме ...
Последствия исторических изменений в функциях семьи
Социологи отмечают тот факт, что семья особо чувствительна ко всякого рода реформаторским изменениям государственного масштаба, например безработице, росту цен и т. д. И.Ф. Дементьева[4] говорит о возникновении новых нетипичных проблем вос ...
|