Другим типом задавания "хороших"вопросов является так называемый "круговой опрос". Он применяется в семейной терапии и позволяет оценить взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления одному из членов семьи возможности прокомментировать взаимоотношения двух других членов, их поведение. Вопросы будут типа: "Когда твоя мама пытается заставить брата пойти в школу, что делает твоя бабушка?"или "Как ты думаешь, у кого более близкие отношения с отцом, у твоей сестры или брата?"Круговой опрос выявляет различные позиции участников, дает новую информацию о том, как третья сторона видит взаимоотношения между двумя другими членами семьи.
Гипотетические вопросы типа: "А что было бы, если .?"могут еще более прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное решение проблемы (с позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы, ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. У людей обычно свои взгляды на вещи и свои идеи. Например, отчаявшаяся группа безработных, заявлявшая: "Мы не может изменить их политику"(имея в виду власти), изменила свое представление о беспомощности и бесправии, когда лидер группы спросил: "Но кто они? И что мы знаем об их политике?"Короче говоря, задавание хороших вопросов экономит время, помогает вовлечь клиентов в решение проблемы и может быть инструментом, используемым для начала изменения ситуации.
Исследование большого объема литературы свидетельствует о том, что независимо от школы, социальные работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и методы работы. Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами:
1. Симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого человека.
2. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.
3. Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально четко понимал проблему.
4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.
5. Искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с клиентом.
6. Сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий момент встречи.
Представляют особую трудность для начинающих социальных работников умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и, соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.
Оценочный анализ.
Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать, чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей его обстановки. Навык проведения оценочного анализа, получения результатов зависит от административного таланта социального работника в совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы нужен человек, который может организовать, систематизировать и проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.
Рекомендуем к прочтению:
Окружение и участники проекта
Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой.
Состав проекта не остается неизменным в процессе его реализации и развития, в нем могут появляться новые элементы или объекты и из ег ...
Характеристика инструментария (анкеты, кодификатора и т.п.)
Всего в анкете 15 вопросов, в том числе:
1. Вопросы по содержанию:
1.1. О личности респондента – 3
1.2. О фактах поведения - 4
1.3. О фактах сознания - 3
2. Вопросы по форме:
2.1. Открытые – 2
2.2. Закрытые – 11
2.3. Полуоткрытые ...
4.
а)
1
0
6,7%
0%
3,3%
б)
10
7
67%
46%
56,6%
в)
5
7
33%
46%
40%
5.
а)
5
0
33%
0%
16,6%
б)
10
1
67%
6,7%
36,6%
в)
4
0
26 ...
|