Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделённость, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Ответ на этот вопрос, как и ответ на проблему человеческого существования, один: это любовь. Человек может и должен создавать и практиковать любовь. Только при этом условии его одиночество будет преодолено.
Если взять роботу Вейса (1973) как начало систематического исследования этого феномена, то с удовлетворением можно признать, что за последние годы интерес к этому феномену многократно возрос не только на Западе, но и в России. Об этом говорят не только появившиеся монографии, докторские диссертации и многочисленные публикации, но и учебники для вузов, в которых введена тема одиночества как обязательная для изучения.
Прежние исследовательские усилия были сконцентрированы, прежде всего, на определениях, измерениях и анализах контекста феномена, одним словом, на поисковых и разведывательных исследованиях, которые в первом приближении весьма полезны для понимания конструкта.
Отсутствие общения в пожилом возрасте можно определить как результат позиционного отношения в поле взаимодействия структурных, ситуативных и индивидуальных факторов. Исходя из этого определения прежние результаты исследований оказываются недостаточными. Отсутствуют данные, говорящие о личном значении общения для отдельного человека, о роли в повседневной жизни, о его значимости в общем балансе интерактивных процессов, а также об участии самого человека в его преодолении. Систематическое обращение к качественным методам изучения общения в пожилом возрасте могло бы быть полезным, хотя ввиду определенных сложностей и рабочих издержек этого метода следует предупредить о тщательности его применения.
Главная задача будущих исследований состоит в том, чтобы преодолеть односторонность понимания феномена и разработать его теорию.
Распространенным стереотипом является утверждение, что старость как жизненная фаза, связанная со снижением социальной активности, уменьшением восстановительных способностей и упадком здоровья, якобы способствует появлению одиночества в соответствии с наивным силлогизмом: старый, значит, живущий один, а живущий один, значит, одинокий. Без сомнения, есть примеры, которые подтверждают данный силлогизм. Однако эмпирические данные говорят об обратном, о мифе одиночества в старости. Пожилые люди часто живут в одиночку, однако это не означает, что они испытывают острое чувство одиночества. Внутри социальной группы пожилых людей особенно сильно подвержены одиночеству наиболее старые люди, но только в том случае, если они крайне нездоровы или имеют проблемы с передвижением. Наступление одиночества у людей старшей возрастной группы связано с целым рядом причин как субъективного характера (удовлетворенность жизненными условиями, наличие самоконтроля, сравнение собственного прошлого опыта с опытом других людей), так и объективного характера (количество друзей, частота контактов, возможность общения с детьми и родственниками и т.п.). Старые мужчины в большей мере испытывают одиночество, чем престарелые женщины, в особенности если они долгое время находились в браке и их поведение детерминировано распределением ролей в семье.
Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.
Рекомендуем к прочтению:
О. Конт как основоположник социологии
Французский философ Огюст Конт, которого многие социологи считают родоначальником новой науки об обществе, родился 19 января 1798 года в городе Монпелье, в семье сборщика податей. Его родители были правоверными католиками и монархистами. ...
Исторический процесс с точки зрения синергетики
Синергетика, разрабатываемая представителем брюссельской школы И. Пригожиным (хотя сам термин «синергетика» предложен Г. Хакеном) и другими учеными, изучает процессы самоорганизации, саморазвития в открытых неравновесных системах. Рассмот ...
Методика проведения мониторинга. Директорский
(административный) мониторинг
Директор общеобразовательного учебного заведения.
1. Оценивает деятельность общеобразовательного учебного заведения, деятельность администрации, собственную деятельность, как правило, не менее двух раз в год, используя факторно-критериал ...
|