Заключение
Страница 1

Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделённость, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение. Ответ на этот вопрос, как и ответ на проблему человеческого существования, один: это любовь. Человек может и должен создавать и практиковать любовь. Только при этом условии его одиночество будет преодолено.

Если взять роботу Вейса (1973) как начало систематического исследования этого феномена, то с удовлетворением можно признать, что за последние годы интерес к этому феномену многократно возрос не только на Западе, но и в России. Об этом говорят не только появившиеся монографии, докторские диссертации и многочисленные публикации, но и учебники для вузов, в которых введена тема одиночества как обязательная для изучения.

Прежние исследовательские усилия были сконцентрированы, прежде всего, на определениях, измерениях и анализах контекста феномена, одним словом, на поисковых и разведывательных исследованиях, которые в первом приближении весьма полезны для понимания конструкта.

Отсутствие общения в пожилом возрасте можно определить как результат позиционного отношения в поле взаимодействия структурных, ситуативных и индивидуальных факторов. Исходя из этого определения прежние результаты исследований оказываются недостаточными. Отсутствуют данные, говорящие о личном значении общения для отдельного человека, о роли в повседневной жизни, о его значимости в общем балансе интерактивных процессов, а также об участии самого человека в его преодолении. Систематическое обращение к качественным методам изучения общения в пожилом возрасте могло бы быть полезным, хотя ввиду определенных сложностей и рабочих издержек этого метода следует предупредить о тщательности его применения.

Главная задача будущих исследований состоит в том, чтобы преодолеть односторонность понимания феномена и разработать его теорию.

Распространенным стереотипом является утверждение, что старость как жизненная фаза, связанная со снижением социальной активности, уменьшением восстановительных способностей и упадком здоровья, якобы способствует появлению одиночества в соответствии с наивным силлогизмом: старый, значит, живущий один, а живущий один, значит, одинокий. Без сомнения, есть примеры, которые подтверждают данный силлогизм. Однако эмпирические данные говорят об обратном, о мифе одиночества в старости. Пожилые люди часто живут в одиночку, однако это не означает, что они испытывают острое чувство одиночества. Внутри социальной группы пожилых людей особенно сильно подвержены одиночеству наиболее старые люди, но только в том случае, если они крайне нездоровы или имеют проблемы с передвижением. Наступление одиночества у людей старшей возрастной группы связано с целым рядом причин как субъективного характера (удовлетворенность жизненными условиями, наличие самоконтроля, сравнение собственного прошлого опыта с опытом других людей), так и объективного характера (количество друзей, частота контактов, возможность общения с детьми и родственниками и т.п.). Старые мужчины в большей мере испытывают одиночество, чем престарелые женщины, в особенности если они долгое время находились в браке и их поведение детерминировано распределением ролей в семье.

Число пожилых людей увеличивается каждый год, а качество жизни снижается, и это далеко не временное явление в сегодняшних условиях системного кризиса социальной защиты пожилых людей приобретает приоритетное значение.

Страницы: 1 2 3


Рекомендуем к прочтению:

Метод обработки социальной информации
В данном социологическом исследовании предусмотрен ручной метод обработки эмпирических данных. ...

Обоснование проблемы
Телевидение - одно из наиболее массовых средств распространения информации (политической, культурной, познавательной, учебной). Оно располагает большими возможностями в обучении языками, в силу того, что оно в целом является особой эмоцио ...

Гипотеза как форма развития. Классификация
Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляемого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная деятельность сопровождается построением различного рода догад ...